Танковый форум

История и боевое применение советских бронетанковых войск
Текущее время: 28 мар 2024, 19:55

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 02 ноя 2013, 22:19 
Не в сети

Зарегистрирован: 02 ноя 2013, 20:59
Сообщения: 1
Керсновский А. Танковый вопрос в СССР // Часовой. Иллюстрированный военный и морской журнал-памятка. Париж, май 1929. №9–10. С.8–9.


Танковый вопрос в СССР

I


В танковом деле, как и в других отраслях военной техники, Красная армия сильно отстала от армий западно-европейских государств.

На вооружении состоят следующие образцы:

1. Старые английские «Марк V» обр. 1918 года (трофеи гражданской войны) — размер 8 х 4,5 х 2,5 метров, ход до 7,5 км в час (ничтожный), район действия 45 км, проходная способность 3 метра, 6 пулемётов, либо одно 57-мм орудие и 4 пулемёта. Броня — спереди и с боков 14 мм, крыша — 6 мм. Команда 6 чел. Вес — 28 тонн.

2. Старые французские Сен-Шамон обр. 1917 года. Вес 20 тонн, размер 8 х 2,66 х 2,33 метров, ход до 8 км, проходная способность — 2 метра, одно 75 мм орудие и 4 пулемёта. Броня: спереди — 15 мм, сбоку — 11 мм, крыша — 6 мм. Команда — 8 чел.

Сен-Шамон в виду своей «убойности» был забракован французами ещё в 1918 году. Урон этих танков тогда составлял 40% общего количества, тогда как лёгких Рено 8%.

3. Английские Виппет послевоенного образца 1919 года (тип «Медиум» С) — вес 16 тонн, размер 6 х 2,5 х 2 метра, ход до 14 км, проходная способность 2 метра, 4 пулемёта. Броня: спереди — 13 мм, сбоку и крыша — 8 мм, радиус действия — 80 км, команда — 3 чел.

4. Французский лёгкий Рено, обр. 1917 г. Вес 6,5 тонн, размер 5 х 1,75 х 2 метра, ход 7,5 км, проходная способность — 1,8 м, одно 37 мм («самец»), либо один пулемёт («самка»). Броня — башенка — 17–22 мм, спереди и сбоку — 16 мм, крыша — 8 мм. Радиус действия — 40 км, команда — 2 чел.

5. Русский Рено (русского производства) — во всех отношениях лучше французского. Размеры оставлены те же, но скорость увеличена до 12 км и вооружён одновременно и пушкой, и пулемётом. Броня та же.

6. Колёсно-гусеничный Фиат (гусеница Кегресса). Вес 7 тонн, размер 6,75 х 2,4 х 2,75 метра, ход — до 25 км, проходная способность 1,8 м (опрокидывает деревья толщиною до 25 сантиметров, т.е. 10 дюймов). Вооружён 2 пулемётами, броня — 8 мм, радиус действия — 90 км, команда — 5 чел. «Этот танк скорее напоминает бронеавтомобиль», — пишет майор Льевен — и действительно, большевики его всегда считали бронеавтомобилем (см. №93 «Р.В.В.»).

Кроме того, на изучении тяжёлый танк весом около 80 тонн, непроницаемый для газов, развивающий до 11 км, имеющий команду 12 человек, вооружённый двумя 3-хдюймовыми орудиями и четырьмя пулемётами; броня его — 40 мм (Какая утка!).

Майор Льевен заключает свой обзор советских танков следующим замечанием: «В компетентных кругах существует впечатление, что танковый вопрос серьёзно изучается в России. Однако, благодаря особому политическому положению этой страны, мы в общем плохо осведомлены о том, что творится в этой области».


II

Постройка в России 80-тонного танка — абсурд вроде пресловутой «электрофикации». Ведь эта махина тяжелее морского 14-дюймового орудия (63 тонны), либо паровоза курьерского поезда с полной нагрузкой угля (70 тонн). Какой деревянный мост на наших убогих просёлочных дорогах способен выдержать этого гиппопотама? Как его перевозить по железной дороге? Наконец, для перевозки этого последнего слова пролетарской техники с войсками следует сконструировать особый грузовой автомобиль (своего рода «сверх-автомобиль»). Вес всей системы в походном положении будет не менее 100 тонн (6100 пудов), а скорость движения по русским просёлочным дорогам — ноль километров в час.

Вот почему слухи об этом танке — блеф.


III

Каковы должны быть основы нашей «танковой политики» в будущем?

Прежде всего констатируем следующие факты:

1. Танки помогли Антанте выиграть войну в 1918 году, отчасти восстановив утраченное ещё в 1914 году равновесие между двумя составными частями манёвра: фактором огня и фактором движения. Полную меру они могут дать лишь в условиях «сплошного фронта» и позиционной войны.

2. Необходимые условия для создания сколько-нибудь серьёзной танковой силы — цветущее состояние обрабатывающей промышленности и, в частности, автомобильной индустрии внутри страны, идеально оборудованная сеть шоссейных и железных дорог на театре военных действий. Таковые условия имеются во Франции и в Германии, но отсутствуют в Польше и тем более в России.

Таким образом, танки долгое время будут считаться у нас ценным заморским фруктом. Вероятно, вторая мировая война разразится раньше, чем мы успеем наладить сколько-нибудь сносную танковую индустрию и хоть сколько-нибудь шоссировать грунтовые дороги наших полесско-белорусских губерний, где грязь и болото — своего рода «пятая стихия».

Каковыми должны быть наши русские танки?

Принимая во внимание, что в русских условиях всё должно быть принесено в жертву подвижности, возможно большей управляемости войсковых соединений, а также учитывая все трудности нашего бездорожья, мы должны остановиться на типе лёгкого танка, как единственно возможном в русских условиях.

Являясь нападательным оружием Русской пехоты, танки должны быть в состоянии всюду ей сопутствовать. Для этого они должны весить не свыше 2 тонн (т.е. как полевое 3-дюймовое орудие), а вместе с грузовиком (вся походная система) — не свыше 3–3,5 тонн (180–200 пудов, что уже достаточно тяжело для наших грунтовых дорог). Иностранные лёгкие танки в 6–7 тонн (360–420 пудов) в русских условиях должны считаться уже тяжёлыми, а более крупные — совершенно невозможными.

Нам не следует брать пример с французов и сводить танки в громоздкие соединения — полки. В русских условиях это не годится. Взводы лёгких танков в 2–2,5 тонны со скоростью 40–50 км в час (вроде английских Карден-Ллойд или Мартель-Моррис) могут придаваться непосредственно пехотным полкам. Пять-шесть таких танков, непосредственно входящих в состав полка и обслуживающихся чинами полка, могут быть очень полезны при наступательной разведке и вхождении в соприкосновение с противником в встречном бою — должны быть снабжены радиостанциями и аппаратами для искусственного дыма.

В условиях западно-европейского фронта — танки абсолютно необходимы, в условиях русского — они довольно полезны. Пренебрегать ими опасно (немцы за это поплатились в 1918 году), но и злоупотреблять нельзя. Нужно помнить, что для создания танковой силы нужен прочный фундамент: густая сеть шоссейных дорог, мощная автомобильная индустрия. Иначе это будет строительством на песке.

В общем, в условии подвижной войны русского фронта хорошая пехота должна при наступлении обходиться без танков, а при обороне не бояться их.

А. Керсновский.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB