Танковый форум

История и боевое применение советских бронетанковых войск
Текущее время: 19 мар 2024, 18:05

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 19 май 2014, 16:46 
Не в сети

Зарегистрирован: 19 май 2014, 09:41
Сообщения: 3
Здравствуйте, уважаемые форумчане!
Может ли кто просветить по вопросу наличия штатных ремонтных органов в мехбр, сформированных в 1932 году и эволюции их развития?
С учетом опыта применения 1-й мехбр в новых бригадах, по идее, при формировании должны были быть созданы штатные ремонтные органы. Но, как я понимаю, на то время еще не были созданы отечественные образцы гусеничных тягачей и подвижных ремонтных мастерских. Как решались проблемы ремонта и эвакуации неисправной техники в 3-й, 4-й и 5-й мехбр на начальном этапе их существования?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 сен 2015, 00:34 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 окт 2013, 13:16
Сообщения: 1839
Веха писал(а):
Здравствуйте, уважаемые форумчане!
Может ли кто просветить по вопросу наличия штатных ремонтных органов в мехбр, сформированных в 1932 году и эволюции их развития?
С учетом опыта применения 1-й мехбр в новых бригадах, по идее, при формировании должны были быть созданы штатные ремонтные органы. Но, как я понимаю, на то время еще не были созданы отечественные образцы гусеничных тягачей и подвижных ремонтных мастерских. Как решались проблемы ремонта и эвакуации неисправной техники в 3-й, 4-й и 5-й мехбр на начальном этапе их существования?


Механизированные бригады, которые входили в состав механизированных корпусов никаких ремонтных средств не имели вообще. Ремонтные средства были сосредоточены на уровне корпуса.

В отдельной механизированной бригаде была техническая база по штату № 010/326.

Техническая база омбр 010/326
Командование
Мастерская 1 разряда
Контр.отд.
Учет.отд.
18 цехов
Инструментально-раздаточная кладовая
Склад готовых изделий
Автобронетанковое снабжение
Хозрота
Автовзвод
Взвод хозобслуживания
Клуб
Санчасть

_________________
С уважением Евгений Дриг.
http://pogoni8.wix.com/pogoni


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 12 июл 2017, 22:27 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 июл 2017, 12:38
Сообщения: 25
Техническое обеспечение бронетанковых и механизированных войск


1. Организация и состояние технического обеспечения танковых войск к началу войны.
2. Развитие средств ремонта и эвакуация бронетанковой техники в ходе войны.
3. Организация и осуществление технического обеспечения.

1. Организация и состояние технического обеспечения танковых войск к началу войны

Конец 30-х годов характеризовался быстрым развитием танковых войск Красной Армии и созданием новой, более совершенной бронетанковой техники. Количественный рост танковых войск в составе Вооруженных Сил, оснащение их новой боевой техникой вызвали необходимость более глубокой и всесторонней разработки вопросов технического обеспечения войск.

Но ввиду недостаточного опыта в боевом применении танковых войск теоретические основы организации и осуществления их технического обеспечения были разработаны слабо. Ремонт рассматривался как чисто техническое мероприятие, обеспечивающее лишь устранение неисправностей в машинах в процессе эксплуатации, но не способствовавшее восстановлению боеспособности войск, поэтому ремонт техники на поле боя предусматривалось производить лишь после выполнения войсками боевых задач.

Слабое развитие ремонтных и эвакуационных средств, особенно подвижных, отсутствие необходимой технической документации и технической оснастки для ремонта, а также неудовлетворительное обеспечение войск запасными частями отрицательно сказались на техническом состоянии танкового парка войск. В танковых войсках накануне войны более 70 % танков старых марок (Т-26, БТ, Т-35 и др.) требовали среднего и капитального ремонта, а к ремонту новых танков (Т-34 и КВ) ремонтные подразделения и части еще не были готовы.

Ремонтом техники танковых войск в центре ведало созданное в 1940 г. управление ремонта и эксплуатации, входившее в состав Главного автобронетанкового управления Красной Армии.

Ремонт машин в условиях мирного времени производился автобронетанковыми ремонтными базами НКО, гарнизонными автобронетанковыми ремонтными мастерскими, заводами промышленности и ремонтными подразделениями и частями войск.

Таким образом, накануне войны имелись ремонтные средства в основном стационарного типа, укомплектованные гражданскими специалистами и предназначенные в большинстве для ремонта тракторов и автомобилей. Так, из 38 ремонтных баз ремонт танков производили всего 9, а из 72 гарнизонных мастерских танки ремонтировали только 7. Специализация средств отсутствовала, ремонт осуществлялся по тупиковой системе, когда бригада ремонтников разбирала машину, выполняла на ней все ремонтные работы, затем ее собирала и испытывала. Рабочие места были оборудованы примитивно, выполнение ряда операций носило полукустарный характер. Все это не способствовало повышению качества ремонта и производительности труда.

Из подвижных ремонтных средств к началу войны танковые войска имели: в танковых полках — ремонтные роты, в танковых (моторизованных) дивизиях, входивших в состав механизированных корпусов, — отдельные ремонтно-восстановительные батальоны (орвб), кроме того, были армейские ремонтно-восстановительные батальоны (арвб) и окружные железнодорожные мастерские (ремонтные поезда). Этих средств было совершенно недостаточно для обеспечения ремонта бронетанковой техники в ходе боевых действий.

Эвакуационные средства в войсках были в ничтожно малом количестве. Имевшиеся в штатах некоторых танковых частей 3 - 4 маломощных и тихоходных трактора не могли обеспечить своевременной эвакуации с поля боя поврежденных танков. В армиях и военных округах средств эвакуации совсем не было.

Организация технического обслуживания, ремонта и эвакуации техники и способы использования ремонтных средств в полевых условиях определялись положениями, изложенными в проекте Устава тыла Красной Армий 1941 г.

При организации технического обслуживания в этом Уставе особое внимание обращалось на быстрое выполнение всех работ, а также на сохранение постоянной боевой готовности обслуживаемых машин. В боевой обстановке требовалось соблюдение принципа: обслуживающие средства — к обслуживаемой машине. Предусматривалось три вида ремонта техники: текущий, средний и капитальный.

Для быстрого возврата поврежденной техники в строй Устав тыла требовал в первую очередь приближения ремонтных средств к полю боя. В подразделениях и частях ремонт машин должен был производиться на местах выхода их из строя, в ближайших укрытиях и на сборных пунктах аварийных машин (СПАМ) частей и соединений. Эвакуацию поврежденных машин с поля боя предусматривалось производить боевыми (резервными) танками.

Накануне войны большое внимание уделялось подготовке технических кадров для всех звеньев танковых войск. Однако при массовом развертывании танковых соединений и частей ощущался их большой некомплект. Начавшие поступать на вооружение новые танки Т-34 и КБ не были еще изучены личным составом.

Таким образом, к началу Великой Отечественной войны в Красной Армии имелась сложившаяся система взглядов на организацию технического обеспечения и ремонта в танковых войсках. Вместе с тем некоторые из этих взглядов не в полной мере соответствовали способам боевого использования этого рода войск и нуждались в дальнейшей разработке.

Ремонтные средства в своем большинстве были стационарными, громоздкими и к массовому ремонту боевой техники в ходе боевых действий подготовлены не были. Между ремонтными средствами различных звеньев не было четкого разграничения в определении объема и сложности выполняемого ремонта. Развернутая перед войной работа по созданию подвижных ремонтных средств для формируемых крупных механизированных соединений из-за отсутствия опыта и недооценки значения ремонта поврежденной техники в полевых условиях для поддержания боеспособности войск, а также из-за слабых материальных возможностей не была завершена.
2. Развитие средств ремонта и эвакуация бронетанковой техники в ходе войны

Вопрос поддержания боеспособности танковых соединений и частей уже с первых дней войны приобрел особую остроту. Тяжелые оборонительные бои, вынужденные отходы наших войск сопровождались ощутимыми боевыми потерями бронетанковой техники. Несистематическое техническое обслуживание машин, недостаток подвижных ремонтных средств также вызывали большой выход их из строя по техническим причинам. На увеличение безвозвратных потерь в технике влиял и недостаток эвакуационных средств, в результате чего не только поврежденные, но даже и исправные, но застрявшие в болотах, на реках и других препятствиях танки не эвакуировались и расстреливались артиллерийско-минометным огнем противника. Имевшиеся войсковые ремонтные средства не справлялись даже с производством текущего ремонта танков.

Ремонт техники в танковых войсках в ходе войны приобретал исключительно большое значение. Количество танков, ежегодно требовавших ремонта, по действующей армии определялось десятками тысяч. Потребность в ремонте бронетанковой техники к концу войны возросла в 6 раз по сравнению с 1941 г., а с учетом конструктивных изменений танков в годы войны объем работ по ремонту увеличился в 10 - 12 раз.

Большой выход бронетанковой техники из строя в ходе боевых действий вызывал необходимость осуществления быстрого ремонта машин, получивших боевые повреждения и вышедших из строя по техническим причинам, а следовательно, и увеличения ремонтных средств в войсках. Поэтому в июле - декабре 1941 г. было сформировано 48 подвижных ремонтных баз (ПРБ) для производства среднего ремонта машин на поле боя. Наряду с этим было дополнительно привлечено для капитального ремонта танков 9 и для ремонта автомобилей 5 стационарных заводов. Были значительно увеличены производственные мощности ремонтных баз НКО за счет разгрузки их от ремонта автомобилей.

В результате проведенных мероприятий ремонтные средства всех звеньев увеличили выпуск машин из ремонта. Так, выпуск из капитального ремонта танков во втором полугодии 1941 г, по сравнению с первым возрос в 1,6, а бронемашин — в 3,13 раза. За этот период было произведено более 6,5 тыс. средних ремонтов танков; 51,1 тыс. средних и более 33 тыс. капитальных ремонтов автомобилей. Увеличение выпуска танков промышленностью в 1942—1943 гг. привело к росту крупных формирований танковых войск (армий и корпусов).

В 1942 г. было выпущено 24 446 танков, в 1943 г. — 24 100, в 1944 г.— 28 952 танка и САУ. В целом за время войны количество танков в нашей армии по сравнению с 1941 г. значительно возросло.

Рост бронетанковой техники в войсках увеличил и выход ее из строя от воздействия различных средств поражения противника. Для ее быстрого восстановления необходимо было организовать и производить ремонт поврежденной бронетанковой техники непосредственно в войсках, что потребовало увеличения количества подвижных ремонтных средств. Для этого постановлением Государственного Комитета Обороны в мае 1942 г. было сформировано: подвижных ремонтных баз - 134, армейских ремонтно-восстановительных батальонов - 31, отдельных ремонтно-восстановительных батальонов - 59. Всего - 224 ремонтные части. Одновременно с этим приказом заместителя Народного комиссара обороны генерала Я. Н. Федоренко было сформировано 56 эвакуационных рот и 56 сборных пунктов аварийных машин. Эти меры предопределили значительный рост выпуска из ремонта бронетанковой техники и автотранспорта. Среднемесячное количество отремонтированной боевой и транспортной техники в 1942 г. возросло но сравнению со вторым полугодием 1941 г. по танкам в 1,4 раза (средний ремонт), по автомобилям — в 2,08, по тракторам - в 2,18, по бронемашинам — в 1,59 и по мотоциклам — в 3,25 раза.

Одним из важнейших правительственных мероприятий было постановление ГКО № ГОКО-2589с от 07.12.1942 г. о создании самостоятельной бронетанковой службы, возглавляемой Главным бронетанковым управлением Красной Армии (ГБТУ КА), подчиненным вновь созданному Военному совету бронетанковых и механизированных войск Красной Армии. Эта реформа коснулась и службы восстановления бронетанковой техники, Существовавшее при Главном автобронетанковом управлении ремонтно-эксплуатационное управление было реорганизовано в три управления, два из которых (управление ремонта танков и управление эксплуатации танков) вошли в состав ГБТУ.

Таким образом, вопросы эксплуатации и ремонта бронетанковой техники были отделены от вопросов, касающихся автотракторной техники. Они получили полную самостоятельность, и ими стали заниматься соответствующие управления по ремонту и эксплуатации танков ГБТУ Красной Армии.

Проведенная реорганизация привела к разделению ремонтных средств, которые специализировались отдельно на ремонте бронетанковой техники, автомобилей и бронетранспортеров, артиллерийских тягачей и тракторов. После разделения в управлении ремонта танков ГБТУ имелось (по состоянию на 1 января 1943 г.): ПРБ - 108, бронетанковых ремонтных заводов (бывших баз НКО) - 17; орвб - 23; арвб - 19; бронетанковых ремонтных поездов - 5; гарнизонных мастерских - 9, эвакорот - 50, СПАМов - 56; заводов промышленности - 25. В ведение Главного автомобильного управления перешло ПРБ - 47, РВБ - 42, гарнизонных и железнодорожных мастерских - 51 и ремонтных заводов - 12. Были учреждены должности командующих БТ и MB фронтов, военных округов и армий. Техническое обеспечение танковых войск организовывали: в центре — Главное бронетанковое управление, во фронтах, военных округах и общевойсковых армиях — заместители командующих БТ и MB по технической части, в танковых армиях — помощники, а с 1944 г. — заместители командующих армиями по технической части с подчиненным им управлением бронетанкового снабжения и ремонта.

В первый период войны происходили значительные изменения в организации и боевом составе частей и соединений танковых войск. В соответствии с этим менялась организационная структура и численность их ремонтных подразделений и частей.

Так, в июле 1941 г. постановлением ГКО из ликвидированных механизированных корпусов остались лишь танковые дивизии с меньшим количеством танков, чем они должны были иметь перед войной. Поэтому вместо ремонтно-восстановительного батальона в составе танковой дивизии имелась ремонтно-восстановительная рота, состоявшая из взводов: по ремонту тяжелых и средних танков, по ремонту легких танков (двух), по ремонту колесных машин, электротехнического взвода, по ремонту артиллерийского и стрелкового вооружения, подвоза запасных частей и тракторного (эвакуационного) взвода. В конце августа 1941 г. вместо танковых дивизии стали формироваться отдельные танковые бригады и батальоны. В танковую бригаду была включена ремонтно-восстановительная рота, состоявшая из взводов: по ремонту боевых машин, по ремонту колесных машин и электротехнического взвода. Такие же ремонтные средства имелись и в мотострелковой бригаде.

Танковый полк отдельной танковой бригады имел ремонтный взвод, состоявший из отделений: по ремонту боевых и колесных машин, по ремонту электрооборудования и по ремонту вооружения. В полку еще были эвакуационно-транспортный взвод и взвод подвоза запасных частей. Танковый батальон имел ремонтно-эвакуационное отделение (мастерская типа «А»), а отдельный танковый батальон - техническое отделение (мастерская типа «Б») взвода обеспечения. Моторизованный стрелково-пулеметный батальон имел ремонтный взвод (мастерская типа «А»).

В ходе первого периода войны с изменением штатов танковых соединений и частей происходили изменения и состава их ремонтных подразделений. В связи с изменением количества танков в отдельной танковой бригаде были ликвидированы автотранспортная и ремонтно-восстановительная роты и введена рота технического обеспечения (рто), объединявшая в себе средства обслуживания и ремонта техники и подвоза материальных средств.

Сформированные весной 1942 г. танковые корпуса вначале штатных ремонтных средств не имели, и только в декабре 1942 г. в их штат были введены две подвижные ремонтные базы: по ремонту танков и по ремонту автомашин, А в штат начавших формироваться осенью 1942 г. механизированных корпусов был введен ремонтно-восстановительный батальон.

Таким образом, по мере качественного и количественного развития соединений и частей танковых войск к концу первого периода войны сложилась следующая структура подвижных ремолтных средств (включая фронтовые):

ремонтные (технические) отделения взводов технического обеспечения танковых батальонов;
ремонтные взводы рот технического обеспечения танковых полков, танковых (механизированных) и мотострелковых бригад;
подвижные ремонтные базы и ремонтно-восстановительные батальоны соответственно танковых и механизированных корпусов;
отдельные ремонтно-восстановительные и армейские ремонтно-восстановительные батальоны армий и фронтов (в составе армий и фронтов были также и подвижные ремонтные базы);
железнодорожные бронетанковые мастерские (ремонтные поезда) фронтов.

Созданные в 1942 г. эвакуационные роты в составе 15 тягачей и СПАМы придавались общевойсковым армиям или подчинялись фронтам, а с началом формирования танковых армий они вошли в штаты последних.

Количество подвижных ремонтных средств к концу 1942 г. возросло по сравнению с началом войны в 10 раз. Удельный вес подвижных ремонтных средств в общем объеме ремонта танков вырос с 20 % в 1941 г. до 81 % к концу 1942 г.

Формирование большого количества подвижных ремонтных и эвакуационных подразделений и частей войскового, армейского и фронтового подчинения, перевод стационарных ремонтных баз на штаты ремонтных заводов были подчинены главной задаче — быстрому восстановлению вышедшей из строя бронетанковой техники для поддержания высокой боеспособности и ударной силы танковых войск.

Таким образом, первый период Великой Отечественной войны являлся периодом создания наиболее приемлемой организационной структуры ремонтных и эвакуационных частей, отвечающей требованиям и условиям ведения операций с массовым применением танковых войск.

В дальнейшем изменение организационной структуры и технического оснащения подвижных ремонтных частей проходило главным образом по линиям увеличения их количества, производственной мощности, специализации для ремонта танков и САУ, внедрения прогрессивных методов ремонта.

В ходе начавшихся зимой 1942 г. - наступательных действий Советской Армии выявилось, что с увеличением количества частей и соединений танковых войск в составе фронтов существовавшие подвижные ремонтные средства были не в состоянии обеспечить высокие темпы восстановления вышедшей из строя бронетанковой техники, так как не имели высокопроизводительного технологического оснащения. Внедрению же более передового агрегатного метода ремонта препятствовал недостаток во фронтах оборотного фонда агрегатов, узлов и деталей из-за большой удаленности войск от заводов промышленности, загруженности железнодорожного транспорта оперативными перевозками, а иногда невозможности подвоза агрегатов к войскам из-за разрушения железных дорог.

Следовательно, обстановка требовала изыскания не только новых методов ремонта бронетанковой техники, но и способов их осуществления.

Важным мероприятием в решении проблемы капитального ремонта танков и агрегатов и обеспечения подвижных ремонтных средств агрегатами явилось создание в 1943 г. подвижных танкоремонтных заводов (ПТРЗ) и подвижных танкоагрегатно-ремонтных заводов (ПТАРЗ).

В январе - феврале 1943 г. было сформировано первых три ПТРЗ. В состав завода входили: управление, один ОРВБ, две ПТРБ и одна эвакорота.

В течение 1943 г. постановлениями ГКО было сформировано еще 3 ПТРЗ (2 из которых были переформированы в ПТАРЗ) и 7 ПТАРЗ.

Таким образом, к концу 1944 г. в танковых войсках было 4 ПТРЗ и 9 ПТАРЗ*. ПТАРЗ было по одному на 1-м, 2-м и 3-м Прибалтийских, Белорусских и Украинских фронтах, а ПТРЗ было по одному на 2-м Прибалтийском и 3-м Украинском фронтах и два — на 1-м Украинском фронте.

------------------------------------
* Производственная мощность ПТРЗ в месяц, выраженная в капитальных ремонтах, составляла: 42 единицы Т-34, 30 двигателей В-2, 15 двигателей ГА3-203 и 19 комплектов танковых агрегатов. Производственная мощность ПТАРЗ в месяц составляла: 85 двигателей В-2, 27 двигателей ГАЗ-203 и 34 комплекта танковых агрегатов
------------------------------------

Такое количество подвижных ремонтных заводов было до конца войны.

За годы войны ПТРЗ и ПТАРЗ сыграли большую роль в обеспечении ремонта бронетанковой техники агрегатным методом непосредственно на фронтах. Создание заводов позволило по-новому решить вопрос капитального ремонта танков и танковых агрегатов в полевых условиях, то есть приблизить высококачественный заводской ремонт к линии фронта. Во много раз сократился цикл нахождения техники в ремонте, отпала необходимость транспортировки ее в глубь страны, чем обеспечивалась оперативность ремонта.

В общей системе ремонтных средств танковых войск в годы войны в ремонте танковых двигателей, агрегатов, в реставрации и изготовлении деталей ПТРЗ и ПТАРЗ принадлежала ведущая роль. Удельный вес их в ремонте агрегатов в 1944 г. и за 4 месяца 1945 г, составил 86 - 93 % общей продукции всех ремонтных средств.

Насколько важной и эффективной для фронтов была работа подвижных танкоагрегатно-ремонтных заводов, можно судить по тому, что только два из них — ПТАРЗ № 7 и 8 отремонтировали со второго полугодия 1943 г. до конца войны около 4 730 двигателей и более 12 тыс. других танковых агрегатов.

Сформированные в 1943 г. на фронтах сборно-распределительные пункты (СРП), а в апреле 1944 г. - полевые сборно-распределительные пункты (ПСРП) позволили более организованно производить работы по разделке танков, не подлежавших ремонту, и отправке их на заводы, но обработке и распределению годного и подлежащего восстановлению бронетанкового имущества*.

------------------------------------
* Производственные мощности СРП фронта составляли полный демонтаж 20 танков в месяц, а ПСРП — полный демонтаж 200 танков в месяц.
------------------------------------

И все же принятая во время войны система капитального ремонта танков имела ряд недостатков:

танки и САУ капитального ремонта такого объема, который не мог быть произведен фронтовыми средствами, отправлялись на заводы центрального подчинения в глубокий тыл, что увеличивало срок их возвращения в строй до 4 месяцев, к тому же эти заводы не успевали производить ремонт техники из-за недостатка производственных мощностей;
фронты не имели необходимого количества ремонтных средств для капитального ремонта танков (имевшиеся четыре ПТРЗ могли производить лить часть ремонтов);
недостаточное снабжение фронтов агрегатами, узлами и запасными частями для капитального ремонта приводило к длительному простою танков в ожидании ремонта на фронтах даже при наличии свободных производственных мощностей.

Успешное развитие ряда наступательных операций Советской Армии в 1943 г. вызвало необходимость принятия более действенных мер для производства, капитального ремонта танков в полевых условиях. Решением ГКО в феврале 1943 г. при Наркоматах танковой промышленности и среднего машиностроения были созданы главные управления ремонта танков, на которые возлагалась организация ремонта танков на Сталинградском и Воронежском фронтах.

Постоянно увеличивалось количество подвижных войсковых ремонтных средств в танковых войсках. Только в 1943 г. было сформировано еще 16 подвижных ремонтных баз, 4 армейских ремонтно-восстановительных батальона, 11 ремонтно-восстановительных батальонов и отдельный танкоремонтный батальон.

Продолжавшееся в 1944 г. увеличение бронетанковой техники во фронтах привело к увеличению числа ремонтов, а это потребовало централизации ремонта бронетанковой техники. Поэтому решением ГКО в марте 1944 г. было создано Главное управление ремонта танков (ГУРТ КА), в ведение которого были переданы танкоремонтные заводы, принадлежавшие Наркоматам танковой промышленности и среднего машиностроения, и на которое было возложено производство всего ремонта бронетанковой техники.

В целях дальнейшей специализации и увеличения производственных мощностей в декабре 1944 г. были проведены унификация войсковых ремонтных средств и перевод их на новые штаты:

подвижные ремонтные базы (ПРБ) танковых корпусов преобразованы в подвижные ханкоремонтные базы и подвижные автомобильные ремонтные базы (ПТРБ и ПАРБ);
ремонтно-восстановительные батальоны (рвб) механизированных корпусов обращены на формирование ПТРБ и ПАРБ;
отдельные и армейские ремонтно-восстановительные батальоны (орвб и арвб) переформированы в отдельные танкоремонтные батальоны (отрб) и отдельные автомобильные ремонтно-восстановительные батальоны (оарвб).

Одновременно с этим ремонтные подразделения частей и соединений были усилены за счет увеличения личного состава (ремонтников) и оснащения более совершенной ремонтной техникой.

Одновременно с этим ремонтные подразделения частей и соединений были усилены за счет увеличения личного состава (ремонтников) и оснащения более совершенной ремонтной техникой.

Тем самым расчетные производственные мощности возросли: ПТРБ по сравнению с ПРБ на 54 %, а отрб по сравнению с орвб — на 45 % в месяц*.

------------------------------------
* Расчетная производственная мощность в средних ремонтах составила: ПТРБ корпуса - 34 единицы, а отрб армии - 77 единиц в месяц.
------------------------------------

Возросли мощности ремонтных подразделений танковых соединений и частей. Так, производственная мощность рто в текущих ремонтах составляла (единиц в месяц): в отдельной танковой бригаде - 130, в танковой бригаде, входящей в состав корпуса, - 107, в тяжелом танковом полку - 33, в тяжелом самоходно-артиллерийском полку - 36, в танковом полку - 20,

Таким образом, ремонтные части и подразделения в ходе войны претерпели существенные изменения. Количество ремонтно-эвакуационных средств в танковых войсках к концу войны по сравнению с начальным периодом увеличилось по подвижным средствам более чем в 8 раз, а но стационарным ремонтным заводам — почти в 2,5 раза.

Соответственно возрос и удельный вес войсковых ремонтных средств в производстве ремонта танков и их агрегатов за годы войны приведен в таблице.
Наименование БТ техники Отремонтировано (в процентах)
средствами войск и армий средствами фронтов средствами центрального подчинения заводами промышленности
Танки и САУ 66,5 27,6 4,2 1,7
Танковые двигатели 30,8 52,5 12,0 4,8
Танковые агрегаты (кроме двигателей) 25,2 72,2 2,3 0,3

Удельный вес видов ремонта машин, произведенных войсковыми и армейскими ремонтными средствами за годы войны, приведен в таблице.
Наименование БТ техники Отремонтировано (в процентах)
текущий средний капитальный
Танков и САУ 69,4 36,1 3,5
Бронеавтомобилей и бронетанспортеров 67,5 28,3 4,2
Мотоциклов 64,2 23,7 11,1
Тягачей (тракторов) 55,8 33,8 10,4

Большое значение в годы минувшей войны имела своевременная эвакуация вышедшей из строя бронетанковой техники. Хорошо организованная эвакуация поврежденных машин в районы развертывания ремонтных средств обеспечивала своевременную и полную загрузку производственных мощностей ремонтных подразделений и частей и более эффективное их использование. При недостатке эвакуационных средств ремонтные части вынуждены были высылать ремонтные бригады на большие расстояния для ремонта машин на местах повреждений, что приводило к большой потере рабочего времени.

С осени 1941 г. в танковых соединениях и частях создавались нештатные эвакуационные подразделения.

Весной 1942 г. в армиях и фронтах уже были сформированы эвакороты и СПАМы*. Кроме сформированных в 1942 г. 56 эвакорот и 56 СПАМов в 1943 г. было сформировано еще 42 эвакуационные роты, 6 эвакуационных отрядов, 26 СПАМов и 3 СРП

------------------------------------
* Производственная мощность эвакороты составляла 46 средних танков Е месяц при плече эвакуации 30 км. Производственные возможности СПАМов позволяли произвести отгрузку 30 и демонтаж 6 танков в месяц..
------------------------------------

Опыт войны показал, что от своевременной эвакуации поврежденных машин из-под огня противника в укрытия в значительной степени зависело количество отремонтированной и вновь введенной в строй бронетанковой техники.

В ходе войны с увеличением количества бронетанковой техники и ростом потребности в эвакуации поврежденных машин шел процесс увеличения эвакуационных средств в войсках. К 1945 г. в действующей армии было следующее количество эвакуационных частей: эвакорот - 98; СПАМов - 82; отдельных эвакоотрядов - 7; отдельных эвакобатальонов - 3; отдельных эвакотранспортных батальонов - 3, сборно-распределительных пунктов - 3 и полевых сборно-распределительных пунктов - 10.

В годы войны эти средства проделали большую работу по эвакуации и транспортировке поврежденной бронетанковой техники к местам ремонта и на станции погрузки для отправки на ремонтные заводы.

Опыт войны показал, что от своевременной эвакуации поврежденных машин из-под огня противника в укрытия в значительной степени зависело количество отремонтированной и вновь введенной в строй бронетанковой техники.

В ходе войны с увеличением количества бронетанковой техники и ростом потребности в эвакуации поврежденных машин шел процесс увеличения эвакуационных средств в войсках. К 1945 г. в действующей армии было следующее количество эвакуационных частей: эвакорот - 98; СПАМов - 82; отдельных эвакоотрядов — 7; отдельных эвакобатальонов — 3; отдельных эвакотранспортных батальонов - 3, сборно-распределительных пунктов — 3 и полевых сборно-распределительных пунктов - 10.

В годы войны эти средства проделали большую работу по эвакуации и транспортировке поврежденной бронетанковой техники к местам ремонта и на станции погрузки для отправки на ремонтные заводы.
Работа эвакуационных средств танковых войск за годы войны
Год Эвакуировано танков и САУ Вытащено тяжело застрявших и затонувших танков и САУ Отгружено танков и САУ в ремонт Демонтировано танков и САУ
1942 сведений нет 1 190 сведений нет сведений нет
1943 32 539 1 460 9 344 сведений нет
1944 29 009 1 847 8 754 16 129
1945 22 372 1 597 2 543 10 471
Итого 83 920 6094 20641 26 600

Одновременно с увеличением количества и улучшением организационной структуры ремонтных частей и подразделений в годы минувшей войны совершенствовались организация работы ремонтных средств и способы ремонта танков.

В первые годы войны ремонт танков производился тупиковым способом. Создание в 1943 г. ПТРЗ и ПТАРЗ, а также специализация ремонтных средств позволили в полевых условиях производить ремонт поточным способом. Однако наличие в войсках многих типов бронетанковой техники и их модификаций затрудняло внедрение поточного способа ремонта и обеспечение его запасными частями.

В целях эффективности использования производственных мощностей ремонтные части фронтов специализировались на ремонте различных марок бронетанковой техники (тяжелых танков, танков иностранных марок, бронеавтомобилей, мотоциклов). Так, в Висло-Одерской операции в составе 2-й гвардейской танковой армии находился 1-й механизированный корпус, укомплектованный танками М4-А2 и МК-9. Приданная танковой армии на период операции 152-я ПТРБ фронта, специализировавшаяся на ремонте этих танков, успешно справилась с их восстановлением.

Специализация ремонтных средств в годы минувшей войны имела широкое распространение. Специализировались ремонтные заводы, части, подразделения и даже ремонтные бригады. Все это способствовало наиболее быстрому вводу в строй бронетанковой техники.

На эффективность использования ремонтных средств оказывали влияние и методы ремонта. Применение агрегатного метода ремонта в годы войны резко повышало производительность труда в ремонтных частях и подразделениях, улучшало качество ремонта и ускоряло возврат техники в строй.

Следовательно, проблема восстановления вышедшей из строя бронетанковой техники в кратчайшие сроки в годы войны решалась широким внедрением агрегатного метода ремонта техники, для чего специализация ремонтных средств создавала самые благоприятные условия. Однако внедрению агрегатного метода ремонта в полной мере в годы минувшей войны зачастую препятствовала недостаточно организованная система снабжения ремонтных частей агрегатами, узлами ж деталями. Поэтому наряду с агрегатным методом широко применялся и смешанный метод ремонта бронетанковой техники, при котором ремонтные части не только заменяли поврежденные узлы и агрегаты, но и производили их ремонт. Это несколько увеличивало время пребывания машин в ремонте, но зато повышало число отремонтированных танков.

Специализация заводов и ремонтных частей в годы войны позволила также перейти к поточной технологии ремонта. В этом случае на заводах и во многих фронтовых ремонтных частях процесс ремонта делился на ряд операций, которые выполнялись специализированными бригадами.

Для снабжения войск бронетанковым имуществом в частях и соединениях имелись склады, а в армиях — головные армейские склады (в последующем переформированные в полевые армейские склады), во фронтах и центре — центральные распределительные базы и склады бронетанкового и автотракторного имущества.

В марте 1943 г. была проведена реорганизация складов. Был создан 21 склад бронетанкового имущества, в том числе 17 фронтовых, а окружные и армейские склады были ликвидированы.

Однако практика показала, что фронтовые склады не справлялись со снабжением войск фронта, поэтому вновь в течение 1943 - 1944 гг. были сформированы склады бронетанкового имущества во всех танковых и некоторых общевойсковых армиях.

Фронтовые и армейские склады располагались в районах железнодорожных станций и в ходе операций, как правило, не перемещались. В результате к концу операций они оказывались в глубоком тылу. Так, к концу Висло-Одерской операции склады БТ имущества 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов отстали от войск на 500 км, а склады танковых армий на 300 - 400 км. В таких случаях по мере восстановления железных дорог фронтовые склады выделяли головные отделения (по 15 - 30 вагонов) и выдвигали их вперед. Однако и эти отделения были прикованы к железной дороге. Для обеспечения ремонтных средств необходимым имуществом фронтовые склады выделяли 2 - 3 летучки в составе 5 - 10 автомашин, а иногда 2 - 3 тракторов с прицепами.

Армейские склады ВТ имущества, располагаясь вместе с армейской базой, развертывали впереди свои отделения на грунте, откуда снабжали необходимым имуществом свои летучки, Летучка поднимала до 30 т бронетанкового имущества и находилась на -передовом СПАМе, то есть в 20 - 30 км от действующих войск.

Подвоз имущества войскам из армейских летучек осуществлялся транспортом соединений и частей.
3. Организация и осуществление технического обеспечения

Успешные боевые действия танковых войск в минувшей войне во многом зависели от надежности работы в ходе боевых действий бронетанковой техники как основы их вооружения. Высокая надежность бронетанковой техники при напряженной ее эксплуатации, исключающая выход из строя по техническим причинам в ходе боевых действий, была основным условием и материальной базой успешных боевых действий танковых войск.

Постоянная боевая готовность техники и надежная ее работа при выполнении войсками боевых задач в операциях Великой Отечественной войны во многом зависели от уровня подготовки техники и личного состава к предстоящим боевым действиям, объема и содержания мероприятии по поддержанию машин в технически исправном состоянии, проводимых в войсках в ходе боевых действий. Причем период подготовки к операции (бою) являлся важным этапом подготовки техники к надежной работе в ходе боевых действий.

Продолжительность подготовки танковых армий, танковых и механизированных корпусов к боевым действиям по времени была различной (от 10 - 20 суток до 3 - 4 месяцев).

Объем работ по подготовке машин определялся обычно наличием времени, техническим состоянием машин а также сил и средств для выполнения работ.

При подготовке бронетанковой техники к наступательным операциям производились трудоемкие виды технического обслуживания и, как правило, второй технический осмотр независимо от величины расхода моторесурсов машинами от ранее проведенного технического обслуживания.

Большое внимание уделялось созданию необходимого запаса моторесурсов бронетанковой техники. На танках, имевших запас менее 25 моточасов, менялись двигатели, узлы и детали ходовой части, Так, при подготовке к Висло-Одерской операции только в 11-м гвардейском танковом корпусе было заменено 43 двигателя, а перед Берлинской операцией в соединениях 1-й гвардейской танковой армии были заменены или полностью перебраны гусеничные ленты на всех танках, участвовавших в предыдущих операциях и имевших большой износ ходовой части.

В результате подготовки техники запас моторесурсов танков к началу операций доводился до 100 - 200 моточасов. Так, в 4-й танковой армии перед Висло-Одерской операцией около 79 % всех танков и САУ имели запас моторесурсов от 100 до 200 моточасов.

Исследование опыта эксплуатации бронетанковой техники в ходе боевых действий войск показало, что при несвоевременном проведении технического обслуживания кроме боевых потерь танков имелся значительный выход их из строя по техническим причинам.

Так, например, в конце 1942 г. на Брянском фронте при передвижении 42-го танкового полка из района Залесское в Казанское в результате того, что не было проведено техническое обслуживание машин, вышло из строя по техническим причинам и в бою не участвовало 70 % танков (осталось на маршруте). И 30 % танков вышли из строя по техническим причинам уже в ходе боя. В 1942 г. на Южном фронте в ходе боевых действий в 142-й танковой бригаде из 36 танков по техническим неисправностям вышло из строя 19 машин (около 53 %).

Для обеспечения надежной работы бронетанковой техники в боевой обстановке был проведен ряд организационных и технических мероприятий, направленных на улучшение эксплуатации машин в войсках, повышение качества их технического обслуживания и совершенствование технических знаний экипажей.

В январе 1943 г. в ГБТУ было создано управление эксплуатации танков, а в апреле при УК БТ и MB фронтов — отделы эксплуатации, в обязанности которых входили не только организационные и контрольные функции, но и разработка технических норм и правил эксплуатации техники, и внедрение наиболее эффективных средств ее обслуживания в боевых условиях, и обеспечение войск эксплуатационными материалами.

Ускоренная подготовка механиков-водителей танков и САУ не давала нм достаточной практики в техническом обслуживании машин. Кроме того, в ходе длительных, напряженных боевых действий механики-водители и другие члены экипажей сильно утомлялись и не в состоянии были качественно и в полном объеме обслужить машины, что зачастую приводило к поломкам и техническим неисправностям.

Это обстоятельство вызвало необходимость создания в танковых войсках института механиков-регулировщиков и танковых техников. И в начале 1943 г. в штаты танковых войск были введены механики-регулировщики, по одному на танковую роту. Механики-регулировщики в процессе технического обслуживания быстро определяли на машинах неисправности и принимали меры к их устранению. Позднее в штаты танковых частей были введены ротные танковые техники, ведавшие вопросами организации и осуществления технического обслуживания машин.

В результате проведенных мероприятий и строгого соблюдения сроков я норм технического обслуживания машин уже к середине 1943 г. состояние эксплуатации бронетанковой техники в войсках значительно улучшилось. Летом 1943 г. в Курской битве выход бронетанковой техники из строя по техническим причинам резко сократился. Так, если в 1942 г. из общего числа вышедших из строя танков по техническим причинам 92 % выходило из строя по причинам нарушения правил эксплуатации, то к сентябрю 1943 г. выход танков из строя по этим причинам сократился до 65,7 %, оставаясь пока еще высоким. Однако дальнейшая работа инженерно-технического состава танковых войск по улучшению эксплуатации машин, соблюдению правил своевременного и качественного их технического обслуживания привела к резкому снижению выхода бронетанковой техники из строя по техническим причинам в ходе боевых действий, даже при росте ее количества в войсках.

В феврале 1944 г. была введена новая периодичность технического обслуживания:

контрольный осмотр перед выходом машины и на коротких остановках на маршах;
ежедневное обслуживание — после каждого выхода машины;
технический осмотр № 1 — через 25 - 30 часов работы двигателя;
технический осмотр № 2 — через 50 - 60 часов работы двигателя.

Если в первом полугодии 1944 г. выход танков и САУ из строя по техническим причинам составил 10,5 % общего количества потерь машин, то к концу 1944 г. он составил уже 3,3 %, а за четыре первых месяца 1945 г. составил всего 1,3 % общего количества вышедших из строя машин, что явилось следствием своевременного и полного проведения их технического обслуживания.

Так, в войсках 4-й гвардейской танковой армии за 20 дней боевых действий в Берлинской и Пражской операциях выход машин из строя по техническим причинам составил 5 % списочного их состава, или 1,2 % общего количества танковыходов в бой.

В целом в Великой Отечественной войне выход из строя танков и САУ по боевым повреждениям составлял 80 %, по техническим неисправностям — 12 % и по застреваниям на препятствиях, в болотах и на реках — 8 %.

В ходе боевых действий техническое обслуживание машин производилось в основном в районах сбора после выполнения задачи дня, а также в перерывах между боями и в ночное время. Главным видом обслуживания машин в этих условиях было ежедневное обслуживание. Да коротких остановках, исходных позициях, как правило, производился контрольный осмотр. Техническое обслуживание в объеме первого и второго технических осмотров производилось обычно исходя из состояния машин, а также условий боевой обстановки.

В тех случаях, когда частям и соединениям не хватало времени на выполнение всех работ по техническому обслуживанию в один прием, работы производились последовательно, в несколько приемов, причем в первую очередь производились более важные работы, определявшие надежность работы машин.

Так, в 1-й гвардейской танковой армии в ходе Висло-Одерской операции при выходе к реке Варта танкам и САУ необходимо было произвести второй технический осмотр. Но обстановка не позволяла приостановить наступление частей и соединений на 14 - 16 часов, поэтому техническое обслуживание было проведено в несколько приемов. Отдельные подразделения танков выводились из боя, и их обслуживали ремонтные средства батальонов и бригад.

В ряде операций обслуживание бронетанковой техники проводилось выводом из боя не только подразделений, но и одиночных танков. Так, во 2-й гвардейской танковой армии в ходе Берлинской операции обслуживание танков и САУ производилось путем вывода отдельных машин в укрытия на 200 - 400 м от линии фронта.

Способы использования войсковых ремонтно-эвакуационных подразделений и частей в боевой обстановке определялись видами боевой деятельности войск.

В наступательном бою ремонтные подразделения танковых батальонов входили в состав батальонных ремонтных групп, а если им придавались тягачи, то ремонтно-эвакуационных групп (РЭГ).

С началом боя для наблюдения за танками и вызова к поврежденным машинам ремонтных средств в танковых батальонах организовывались пункты технического наблюдения (ПТН). ПТН состоял из 2 - 3 наблюдателей из механиков-регулировщиков или запасных механиков-водителей и возглавлялся помощником командира батальона по технической части. Для перемещения ПТН выделялся бронетранспортер или тягач. На удалении зрительной связи от ПТН размещалась РЭГ батальона. При остановке танка на поле боя с ПТН к нему высылался наблюдатель для установления вида повреждения и объема ремонта, после чего танк ремонтировался на месте средствами РЭГ или эвакуировался в укрытие. В ходе наступления ПТН и РЭГ батальона перемещались за боевыми порядками от укрытия к укрытию на удалении зрительной связи и работали на одном месте до 3 - 5 часов.

Ремонтные подразделения танковых бригад (полков) использовались в ходе наступления в двух эшелонах. В первый эшелон включались ТРМ (1 - 2), тягачи (1 - 2) и автомашина с запасными частями и аварийным запасом топлива. Эти средства составляли бригадную (полковую) РЭГ, а остальные средства составляли второй эшелон и развертывались для работы, как правило, на СПАМе бригады (полка). В ходе наступления РЭГ бригады (полка) перемещалась за боевыми порядками батальонов и выполняла те же задачи, что и РЭГ батальонов.

Средства, развертываемые на СПАМе, производили текущий, а иногда и средний ремонт. При невозможности сосредоточить поврежденные машины на СПАМе, из-за отсутствия тягачей эти средства высылали бригады для ремонта танков на местах выхода из строя.

Первый СПАМ бригады (полка) развертывался обычно в районе исходных позиций танков или в районе первой позиции главной полосы обороны противника, а последующие — в ходе боя в глубине обороны противника через каждые 10 - 15 км.

Прододядательность работы ремонтных средств на СПАМе зависела от темпов наступления войск. При наступлении войск с темпом 15 - 20 км в сутки средства бригад (полков) работали на СПАМо 18 - 20 часов, то есть практически до суток. При низких темпах наступления эти средства работали на СПАМе более продолжительное время, но не отрываясь от боевых порядков частей далее 25 - 30 км.

В танковых (механизированных) корпусах организация ремонта и эвакуации машин в наступлении зависела от конкретных боевых задач корпусов и темпов наступления. Если корпусу ставилась ближайшая задача — завершение прорыва тактической зоны обороны противника, — что было наиболее часто, то с вводом в бой бригад первого эшелона часть корпусных ремонтных средств работала на корпусном СПАМе, развернутом на линии СПАМов бригад, производя текущий ремонт; вторая часть ремонтных средств развертывалась тоже на СПАМе после сосредоточения там машин, требовавших среднего ремонта уже при бое корпуса в глубине обороны противника. Таким образом, корпусные ремонтные средства использовались, как правило, в двух группах, первая из которых с началом наступления выдвигалась ближе к бригадным средствам и усиливала их. Следовательно, ремонтные средства корпусов производили не только текущий ремонт бронетанковой техники, не охваченной средствами бригад, но и главным образом средний ремонт. Они работали на одном месте в зависимости от темпов наступления в течение 1,5 - 2 суток.

В танковых армиях организация ремонта и эвакуации бронетанковой техники в операциях определялась особенностями оперативно-тактической обстановки, темпами развития операции и наличием ремонтных и эвакуационных средств, а также количеством вышедшей из строя бронетанковой техники по рубежам боевых действий войск.

Наличие ремонтных и эвакуационных средств в танковых армиях в различных операциях не было постоянным. Оно зависело от боевого состава армии и важности поставленных оперативных задач,

Так, в битве под Курском 1-я танковая армия имела по два арвб, СПАМ и две эвакороты, а 2-я танковая армия — по одному орвб, СПАМ, две эвакороты и приданную фронтовую ПРБ. В Белорусской операции 2-я танковая армия имела по одному орвб, СПАМ и две эвакороты, а в Висло-Одерской операции 4-я танковая армия имела два СПАМа.

Армейские ремонтные и эвакуационные средства использовались обычно централизованно и перемещались по оси связи и восстановления армий на главном направлении действий.

В необходимых случаях по решению заместителей командующих танковыми армиями по технической части некоторая часть армейских средств выделялась на усиление корпусов или армейских частей.

При вводе танковой армии в сражение ее ремонтные и эвакуационные части двигались за главными силами армии, выделяя часть средств в замыкание армейских колони. При действиях танковой армии в оперативной глубине противника, когда ее войска расчленяли и окружали вражеские группировки, а также вели борьбу с его подвижными резервами, ремонтные и эвакуационные средства армии продвигались возможно ближе за действующими войсками, чтобы исключить их уничтожение противником,

Армейские ремонтные средства развертывались в два эшелона. Ремонт бронетанковой техники они производили, как правило, на армейских СПАМах, развертываемых за счет штатных армейских, а иногда приданных фронтовых ремонтных и эвакуационных частей.

В армии развертывались обычно передовой (в 15 - 20 км от войск) и основной (в 50 км и более) СПАМы, которые перемещались перекатами после завершения ремонта машин и передачи оставшихся (которые по сложности и объему ремонта не могли быть восстановлены) фронтовым ремонтным средствам. Продолжительность работы армейских средств на одном положении СПАМа не превышала 2 - 3 суток.

Ремонтные части армий производили главным образом средний ремонт бронетанковой техники и лишь частично капитальный с небольшим объемом работ. Отремонтированные на СПАМе машины направлялись в войска группами по 5 - 8 машин в сопровождении ТРМ с ремонтными бригадами под командой офицера.

Ремонтные средства танковой армии и входивших в нее частей в ходе операции (по данным 26 операций) в среднем производили за сутки около 30 средних и текущих ремонтов. В некоторых операциях среднесуточное производство ремонта было еще выше (в Берлинской операции во 2-й гвардейской танковой армии — 29 ремонтов, а в Висло-Одерской операции в 3-й гвардейской танковой армии — 58 ремонтов). Всего же ремонтными средствами армий и их частей в ходе Берлинской операции было произведено значительное количество ремонтов и очень многие танки и САУ почти по два раза побывали в ремонте. Возвращение в строй столь большого количества боевых машин обеспечило живучесть и высокую боеспособность танковых армий в ходе всей операции. Таким образом, танки и САУ, выходящие из ремонта, составляли основной источник пополнения боевого парка танковых армий и корпусов в ходе операций.

Во фронтах техническое обеспечение танковых войск организовывалось и осуществлялось в зависимости от задач, решаемых войсками фронта в наступательной операции, и условий, в которых проходили боевые действия.

Основная задача ремонтных средств фронтов заключалась в восстановлении максимально возможного количества вышедшей из строя бронетанковой техники с объемом среднего и капитального ремонта и производстве капитального ремонта агрегатов. Причем ремонтные средства фронтов полностью завершали восстановление всей бронетанковой техники, требовавшей среднего ремонта, и она на заводы центрального подчинения не отправлялась.

Большая потребность в ремонте и необходимость быстрого его производства с целью постоянного поддержания высокой боеспособности войск привели к созданию стройной системы использования фронтовых ремонтных и эвакуационных частей и ремонтных заводов, которая предусматривала:

создание фронтовых ремонтных центров, объединявших ремонтные и эвакуационные части и запасы бронетанкового имущества и предназначавшихся для выдвижения в районы нахождения большого количества требующей ремонта техники;
передачу фронтовых ремонтных частей на определенное время в оперативное подчинение армий;
закрепление части ремонтных средств за танковыми (механизированными) корпусами и армиями с оставлением их в подчинении фронта.

Фронтовые ремонтные центры создавались в Белорусской операции на 1-м Прибалтийском и 3-м Белорусском фронтах. Они состояли из одного - двух отрб, трех - четырех ПТРБ, одной - двух эвакорот, одного СПАМа, сборно-распределительного пункта, эвакоотряда и отделения склада БТИ.

Продвигаясь за наступающими войсками, средства ремонтного центра охватывали ремонтом всю поврежденную бронетанковую технику, не восстановленную средствами войск, и производили не только средний и капитальный, но и текущий ремонт машин.

Так, за Белорусскую операцию ремонтными центрами 3-го Белорусского фронта было отремонтировано 374 танка и САУ текущим ремонтом, 852 — средним и 286 — капитальным ремонтом.

Продолжительность работы средств ремонтного центра на одном месте составляла 6 - 10 суток. Руководство его работой осуществляло управление заместителя командующего БТ и МБ фронта по технической части. Средства ремонтного центра в отведенном им районе действий войск производили ремонт и эвакуацию поврежденной бронетанковой техники, разделку машин безвозвратных потерь и осуществляли подвоз бронетанкового имущества.

Централизованное использование фронтовых ремонтных и эвакуационных частей позволяло иметь связь с соединениями и армиями, своевременно оказывать необходимую помощь их средствам в ремонте, эвакуации техники, способствуя быстрому восстановлению боеспособности войск.

В обороне использование ремонтных ж эвакуационных средств имело ряд специфических особенностей в сравнении с использованием их в наступлении и определялось характером обороны, ее целями и задачами.

Во всех случаях в обороне ремонтные средства эшелонировались на значительно большую глубину, чем в наступлении, с тем чтобы при временных изменениях в обстановке (вклинение противника в оборону войск, переход наших войск в контратаки) но появлялась необходимость частых перемещений ремонтных средств. В то же время эвакуационные средства в обороне максимально приближались к боевым порядкам войск, чтобы быстрее производить эвакуацию поврежденной техники в укрытия, а затем на СПАМ.

В обороне ремонтные средства бригад (полков) и корпусов развертывались на СПАМе за вторыми эшелонами (резервами) своих частей на удалении: первые — 10 - 12 км, а вторые — 15 - 20 км от переднего края обороны, где производили текущий и средний ремонт машин.

Ремонтные средства армий в обороне развертывались на армейских СПАМах на удалении 30 - 50 км от переднего края обороны и производили главным образом средний ремонт, а при отсутствия машин с таким ремонтом и капитальный ремонт. Так, во 2-й танковой армии в ходе оборонительных действий в битве под Курском СПАМ армии был развернут в 35 км от переднего края обороны в районе станции Золотухино.

Армейские эвакороты в обороне чаще всего придавались соединениям.

Такое же использование ремонтных и эвакуационных частей в оборонительных операциях имело место и во фронтах.

Так, в оборонительной операции под Курском на Центральном фронте значительная часть фронтовых ремонтных средств была придана 13-й, 70-й, 2-й танковой армиям, имевшим наибольшее количество бронетанковой техники и действовавшим против главной группировки противника.
* * *

Таким образом, анализ организации и осуществления технического обеспечения в частях, соединениях, объединениях и в целом в танковых войсках в Великой Отечественной войне показал, что проблема восстановления большого количества вышедшей из строя бронетанковой техники в короткие сроки решалась по следующим направлениям:

одновременным охватом ремонтом всей поврежденной техники с объемом текущего и среднего ремонта и части машин капитального ремонта непосредственно в войсках, армиях и фронтах;
производством в первую очередь эвакуации и ремонта бронетанковой техники с меньшим объемом работ с целью быстрого ее восстановления и возврата в войска;
выдвижением к войскам большей части ремонтных и эвакуационных средств для производства ремонта техники непосредственно в местах выхода ее из строя или в ближайших укрытиях;
эшелонированием ремонтных и эвакуационных средств по всей глубине действий войск фронтов и армий, осуществлением своевременного их маневра и четкой организацией их работы;
сосредоточением основных усилий ремонтных и эвакуационных средств на главных направлениях действий войск при централизованном их использовании;
специализацией ремонтных средств по видам ремонта и техники.

В ходе Великой Отечественной войны подверглись серьезной проверке разработанные в предвоенные годы положения по организации и осуществлению технического обеспечения танковых войск, о роли и значении своевременного технического обслуживания машин, их ремонта и эвакуации для поддержания высокой боеготовности войск. Война наглядно показала, что восстановление большого количества вышедшей из строя бронетанковой техники непосредственно на поле боя с целью быстрого возврата ее в строй невозможно без резкого увеличения количества подвижных ремонтных и эвакуационных средств в войсках, оснащения их высокопроизводительным оборудованием и выработки способов, позволяющих наиболее эффективно использовать их производственные возможности (специализация ремонтных средств, их эшелонирование, централизация высших звеньев).

В годы минувшей войны при применении на полях сражений больших масс танков и САУ и значительном выходе их из строя быстрый ремонт поврежденных машин не только приобрел большое военно-экономическое значение, но и представлял собой фактор оперативного значения, непосредственно влиявший на боеспособность войск.

Поэтому в ходе войны наряду с увеличением стационарных ремонтных средств и привлечением к ремонту танков заводов промышленности создавались мощные подвижные ремонтные части и подразделения в соединениях, армиях и фронтах. К концу войны на долю подвижных ремонтных средств приходилось более 90 % всего количества произведенного ремонта бронетанковой техники.

Следовательно, за годы войны подвижные ремонтные средства в полевых условиях выполнили 94 % всех танкоремонтов, в том числе 86 % всех, текущих и средних ремонтов, 37 % капитальных ремонтов танков и САУ, а также 75 % капитальных ремонтов двигателей.

Создание во фронтах ПТРЗ и ПТАРЗ позволило приблизить к действующим войскам производство капитального ремонта бронетанковой техники и широко внедрить наиболее производительный агрегатный метод ремонта. Опыт войны показал, что эшелонирование всех звеньев ремонтных и эвакуационных средств, умелое их использование, максимальное приближение к действующим войскам позволили значительно повысить эффективность их работы и обеспечить восстановление большого количества вышедшей из строя бронетанковой техники.

За годы войны было произведено свыше 400 тыс. ремонтов танков и САУ и около 2 млн. ремонтов автомобилей.

За время войны отремонтировано капитальным ремонтом 33 855 танковых двигателей и 34 721 единица других агрегатов, снято годных деталей, узлов и агрегатов с танков и САУ (не подлежащих ремонту) более 80 тыс. т, отремонтировано и изготовлено вновь танковых деталей на 177,5 млн. рублей (в прейскурантных ценах), освоено путем реставрации и изготовления более 1 140 наименований деталей танков и САУ.

Героический труд ремонтников и тех, кто занимался эвакуацией в годы Великой Отечественной войны, был по достоинству оценен Родиной.

За самоотверженную работу по ремонту и эвакуации бронетанковой техники награждено орденами и медалями СССР:

по войсковым ремонтным подразделениям и частям — 15 777 человек;
по эвакоподразделениям и частям — 5 705 человек;
по бронетанковым ремонтным заводам — 1 043 человека.

Награждены орденами Ленина — 1 БТРЗ, Трудового Красного Знамени — 1 БТРЗ, Красной Звезды — 1 БТРЗ, 3 ПТАРЗ, 4 орвб, 1 отрб, 5 эвакорот, 1 ЭТБ, 1 эвакоотряд, 4 СПАМа, 1 ПТРБ и 1 склад БТИ.

Литература и источники:

Строительство и боевое применение советских танковых войск в годы Великой Отечественной войны. - М.: Воениздат, 1979.

Взято отсюда http://tankfront.ru/ussr/repair_service/to_btmv.html


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 12 июл 2017, 22:48 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 окт 2013, 13:16
Сообщения: 1839
Борисыч62 писал(а):


Собственно, это форум от этого сайта.

_________________
С уважением Евгений Дриг.
http://pogoni8.wix.com/pogoni


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 12 июл 2017, 23:19 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 июл 2017, 12:38
Сообщения: 25
парм
http://model-forum.ucoz.ru/_fr/18/6589693.jpg
http://model-forum.ucoz.ru/_fr/18/9080190.jpg


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 12 июл 2017, 23:19 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 июл 2017, 12:38
Сообщения: 25
tankjack писал(а):
Борисыч62 писал(а):


Собственно, это форум от этого сайта.


Упс.... Спасибо, учту


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 12 июл 2017, 23:23 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 окт 2015, 00:01
Сообщения: 54
Из книги танкотехническое обеспечение в годы войны


Вложения:
4.jpg
4.jpg [ 215.72 КБ | Просмотров: 6441 ]
3.jpg
3.jpg [ 187.53 КБ | Просмотров: 6441 ]
2.jpg
2.jpg [ 231.05 КБ | Просмотров: 6441 ]
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 12 июл 2017, 23:24 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 окт 2015, 00:01
Сообщения: 54
2


Вложения:
7.jpg
7.jpg [ 187.85 КБ | Просмотров: 6440 ]
6.jpg
6.jpg [ 175.92 КБ | Просмотров: 6440 ]
5.jpg
5.jpg [ 157.89 КБ | Просмотров: 6440 ]
Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB