О развитии тыла
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ 9.2005 г. (стр. 58-67)
«ВОЕННАЯ МЫСЛЬ» №9.2005 г. (стр. 58-67)
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Развитие системы тылового обеспечения РККА накануне Великой Отечественной войны
Полковник Е.Л. БОЧКОВ, кандидат исторических наук
Полковник запаса В. Г. КАПШИТАР, кандидат исторических наук
ИЗМЕНЕНИЯ, происшедшие в СССР в З0-е годы прошлого столетия в области теории и практики военного строительства (увеличение численности РККА, рост ее технической оснащенности, переход от смешанного (территориально-милиционного) к кадровому принципу организации и ряд других), обусловили возрастание и усложнение задач, решаемых тылом, потребовали радикальной перестройки его материально-технической базы, совершенствования системы снабжения и обеспечения войск. В условиях начавшейся Второй мировой войны и реальной военной угрозы для СССР подготовка тыла Красной Армии стала одной из важнейших государственных задач.
При разработке структуры тыла, принципов его организации и функционирования широко использовался опыт прошлых войн (прежде всего Первой мировой и Гражданской), вооруженных конфликтов (на КВЖД в 1929 году, у озера Хасан в 1938-м, в районе реки Халхин-Гол в 1939-м), советско-финляндской войны (1939-1940). Большой вклад в развитие теории и практики тыла в межвоенный период внесли М.В. Фрунзе, М.Н. Тухачевский, А.И. Егоров, К.Е. Горецкий, Н.А. Сулейман и другие видные военачальники.
Накануне Великой Отечественной войны непосредственное руководство тылом Центра, военных округов (фронтов), армий, соединений и частей осуществляли командующие (командиры) через общевойсковые штабы. Считалось, что в маневренной войне именно они будут постоянно осведомлены об оперативной и тыловой обстановке и смогут наиболее четко и правильно организовать работу тыла при подготовке и в ходе операций. Поэтому на начальников штабов общевойсковых формирований возлагалась персональная ответственность за организацию тылового обеспечения войск при ведении боевых действий.
Непосредственное руководство главными и центральными управлениями Народного комиссариата обороны СССР (НКО СССР), занимавшимися вопросами тылового обеспечения, осуществлялось одним из заместителей наркома обороны. Вопросами тыла в Генеральном штабе ведало управление устройства тыла и снабжения. В оперативном звене (в штабах военных округов, фронтов, армий и корпусов) решение данных задач возлагалось на отделы тыла, в тактическом (в штабах дивизий) - на отделения тыла, в полках - на помощников начальника штаба по тылу.
Подобная система управления имела существенные недостатки. Общевойсковые штабы, формально отвечая за устройство тыла, планирование и организацию материального обеспечения войск, не несли непосредственной ответственности за их снабжение. Это проявилось во время советско-финляндской войны. Начальники общевойсковых штабов, загруженные вопросами оперативного управления войсками, не могли эффективно руководить работой тыла. В результате этого, а также из-за отсутствия опыта такой работы штабы нередко утрачивали управлением тылом, а отделы (отделения) тыла общевойсковых штабов, оторванные от функций снабжения, были не в состоянии самостоятельно выполнять задачи тылового обеспечения соединений и частей. Выступая на совещании руководящего состава Вооруженных Сил 31 декабря 1940 года нарком обороны СССР С.К. Тимошенко отмечал: «Опыт проведенных нами операций показал чрезмерную громоздкость нашего войскового и армейского тыла, его неповоротливость и уязвимость от авиации противника, а также крайне низкую выучку тыловых частей, учреждений и органов управления тылом».
Помощник начальника Генерального штаба по организационно-мобилизационным и материально-техническим вопросам генерал-майор М.В. Захаров на основе анализа первых боев советско-финляндской войны предложил ввести в штабах фронта и армий должность заместителя начальника штаба по тылу. Боевая практика диктовала необходимость координации деятельности частей, учреждений, служб тыла по обеспечению войск в сложных условиях лесисто-болотистой и горно-лесистой местности на Карело-Финском ТВД. Для согласованной работы военно-хозяйственных органов, органов военных сообщений, военно-санитарных учреждений по материально-техническому снабжению и медицинскому обеспечению армий, действовавших на фронте от Ладожского озера до Мурманска и подчиненных непосредственно наркому обороны, был создан специальный аппарат тыла, подчиненный Центру. Возглавил его М.В. Захаров.
Практика тылового обеспечения войск в локальных войнах и вооруженных конфликтах конца 30 - начала 40-х годов прошлого столетия свидетельствовала о необходимости иметь самостоятельные органы управления тылом РККА. В октябре 1939 года было создано Управление начальника снабжения РККА, преобразованное позднее в Главное интендантское управление РККА (ГИУРККА). В его ведении находились вопросы продовольственного, вещевого, обозно-хозяйственного снабжения и квартирно-эксплуатационного обеспечения. Аналогичные по своей структуре органы были созданы в военных округах и армиях. Опыт работы тыла РККА в боевой обстановке в конце 30 - начале 40-х годов нашел свое отражение в Полевом уставе, Боевом уставе пехоты и проекте Устава тыла Красной Армии (ч. II «Армейский тыл»), изданных в 1941 году. Однако, несмотря на принятые меры по реорганизации системы тылового обеспечения Красной Армии, она по-прежнему была далека от совершенства, что и выявила Великая Отечественная война.
В соответствии с предвоенными взглядами развертывание фронтового и армейского тыла предполагалось осуществить на базе окружных стационарных тыловых частей и учреждений, общее количество которых зависело от численности соединений и частей, входящих в состав фронта (армии), конкретных задач по тыловому обеспечению и могло достигать 300-500 единиц (более 200 тыс. человек). Для их размещения, а также в целях использования местной экономической базы фронту назначался тыловой район глубиной до 500 км. В его пределах выделялось два-три железнодорожных направления, на которых назначались две-три распорядительные станции. Предполагалось, что фронтовой тыл будет стационарным, поэтому на его складах планировалось содержание крупных запасов материальных средств: восемь- десять боекомплектов боеприпасов, до десяти заправок горючего, тридцать сутодач продовольствия и фуража.
В состав армейского тыла входило 90-100 различных частей и учреждений (10-15 тыс. человек). Их развертывание должно было осуществляться в армейском тыловом районе глубиной 75-175 км. На армейских складах содержалось один-два боекомплекта боеприпасов, три заправки горючего и пять-восемь сутодач продовольствия. Каждой армии выделялся самостоятельный железнодорожный или водный участок, на котором назначались: распорядительная станция (пристань), основная армейская станция (пристань), станции (пристани) снабжения по числу стрелковых и механизированных корпусов, станции для снабжения авиационных соединений, а на восстанавливаемом железнодорожном участке - головная станция.
Стрелковые корпуса не имели снабженческих функций и своих штатных тыловых учреждений и частей, за исключением ветеринарного лазарета.
Тыловые части дивизий и полков размещались в войсковых тыловых районах глубиной до 75 км. В целях обеспечения подвижности войскового тыла предусматривалось все запасы материальных средств держать лишь в транспорте соединений и частей. На стыках звеньев подвоза предполагалось развертывать дивизионные обменные пункты для передачи материальных средств с дивизионного транспорта на полковой.
Принятая накануне войны организация тыла предопределила и систему восполнения израсходованных запасов материальных средств путем подвоза. В стратегическом и оперативном звеньях тыла подвоз осуществлялся в основном железнодорожным или водным транспортом по принципу «от себя» (сверху вниз). Все транспорты следовали в адрес распорядительных станций фронта. Отсюда грузы поступали на фронтовые склады или переадресовывались на распорядительные станции (станции снабжения) армий.
Подвоз материальных средств в войсковом тылу осуществлялся по принципу «на себя», т. е. полк своим транспортом подвозил запасы материальных средств из дивизии (дивизионного обменного пункта), а дивизия - со станции снабжения (армейских складов). При отрыве войск от них на 75- 100 км дивизионный транспорт при необходимости усиливался армейским. Если отрыв войск составлял более 100 км, то предусматривалось развертывание передовых армейских складов у тыловой границы войсковых районов. Если отрыв увеличивался более чем на 150 км, создавалось второе (дополнительное) армейское звено подвоза.
В общем комплексе мероприятий по совершенствованию системы тылового обеспечения Красной Армии в предвоенный период важное место занимала подготовка служб тыла.
Служба артиллерийского снабжения, ведавшая вопросами обеспечения войск вооружением и боеприпасами, находилась в подчинении Главного артиллерийского управления Красной Армии (ГАУ). На нее возлагались: планирование, накопление необходимых запасов вооружения и боеприпасов, их распределение и доставка войскам, организация эксплуатации, обслуживания и ремонта вооружения. К началу 1941 года Главное артиллерийское управление имело в своем распоряжении центральные снарядно-сборочные базы, центральную пороховую базу и более 10 складов боеприпасов, на которых хранилось необходимое количество боеприпасов для орудий и минометов. Кроме того, боеприпасы содержались на окружных артиллерийских складах. Наличие больших запасов боеприпасов в непосредственном распоряжении ГАУ Красной Армии создавало благоприятные условия для широкого маневра ими в случае войны. Помимо мобилизационных запасов служба располагала неприкосновенными запасами, содержащимися в войсках. Их размер в западных приграничных округах был определен в августе 1940 года директивой Генерального штаба. К 1 октября 1940 года планировалось довести запасы танковых боеприпасов в стрелковых дивизиях до 1,25 боекомплекта, в кавалерийских, танковых и моторизованных дивизиях - до трех боекомплектов; по остальным видам боеприпасов - до 1,5 боекомплекта; в артиллерийских полках стрелковых корпусов и полках резерва Верховного Главнокомандования - до 1,5 боекомплекта. На северо-западном, западном и юго-западном стратегических направлениях склады боеприпасов размещались на удалении 50-700 км от государственной границы. Так, на Западном ТВД около 25 % боеприпасов было складировано в 50-200 км от государственной границы.
Ошибки высшего военно-политического руководства страны в оценке характера и масштабов вероятной войны, а также желание максимально приблизить запасы боеприпасов к войскам привели к тому, что более 30 млн снарядов и мин оказалось в угрожаемых приграничных районах. С началом широкомасштабных военных действий большая их часть была утрачена. Только за первый месяц войны Красная Армия потеряла около 12,5 тыс. вагонов боеприпасов.
Серьезное внимание в предвоенные годы уделялось совершенствованию материального (продовольственного и обозно-вещевого) снабжения армии и флота. Важным шагом в развитии и укреплении служб тыла стала проведенная в августе 1935 года реорганизация войскового хозяйства и военно-хозяйственного снабжения. В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 9 августа 1935 года и приказом народного комиссара обороны СССР от 13 августа 1935 года служба военно-хозяйственного снабжения была разделена на две самостоятельные службы: продовольственного снабжения и обозно-вещевого снабжения.
Вопросами продовольственного обеспечения в рассматриваемый период ведали: в Центре - Управление продовольственного снабжения РККА, в военных округах - отделы. В связи с возложением на дивизии снабженческих функций в их структуре были сформированы отделения продовольственного снабжения, подчиненные начальнику снабжения дивизии. В полках вместо должности начальника хозяйственного довольствия была введена должность начальника продовольственно-фуражного снабжения, который подчинялся помощнику командира полка по материальному обеспечению. Проведенная реорганизация позволила повысить оперативное руководство службами тыла, создать в дивизионном звене штатные органы, необходимые в боевой обстановке, подготовить службу к работе в условиях военного времени и значительно улучшить обеспечение армии продовольствием.
Были приняты меры по установлению более твердого порядка в организации снабжения армии продовольствием. Выделение годовых фондов Наркомату обороны (военным округам) стало осуществляться строго на основании установленных норм продовольственного снабжения, штатной численности личного состава частей и наличия переходящих запасов продовольствия.
Перед войной служба продовольственного снабжения РККА имела несколько центральных и десятки окружных продовольственных складов. Однако в западных районах, отошедших к СССР в 1939-1940 годах, инфраструктура тыла была развита слабо. Планы строительства в них новых баз большой емкости были выполнены лишь на 40-50 %. В связи с нехваткой складских емкостей промышленность начала изготовление разборных металлических хранилищ легкого типа емкостью на 30 вагонов каждое. К лету 1941 года западные военные округа получили несколько сотен таких хранилищ, что увеличило складскую площадь на тысячи вагонов.
К началу войны общие запасы продовольствия и фуража были созданы в размерах, предусмотренных мобилизационным планом, и обеспечивали четырехмесячную потребность Вооруженных Сил.
Значительно возросла и техническая база продовольственной службы. Войска стали оснащаться подвижными средствами полевого хлебопечения на автомобильной базе, новыми трехкотельными кухнями-автоприцепами, полевыми мельничными установками, авторефрижераторами.
Таким образом, проведенные в предвоенные годы мероприятия по укреплению продовольственной службы, хотя и не были полностью завершены, сыграли решающую роль в обеспечении ее успешной работы в военное время.
Рост численности Вооруженных Сил и расширение номенклатуры предметов снабжения значительно усложняли структуру службы обозно-вещевого снабжения РККА. 1 марта 1940 года Управление обозно-вещевого снабжения РККА вновь подверглось реорганизации. На его базе были сформированы два самостоятельных органа: Управление вещевого снабжения Главного интендантского управления РККА и Управление обозно-хозяйственного снабжения Главного интендантского управления РККА.
Многие вопросы, связанные с обеспечением текущих потребностей войск и накоплением мобилизационных запасов материальных средств, в предвоенный период не были решены. Так, особую озабоченность вызывало обеспечение вещевым имуществом мобилизационного развертывания Вооруженных Сил. При проверке мобилизационных планов представителями Управления вещевого снабжения ГИУ РККА было выявлено, что большинство предприятий, предназначенных для поставок вещевого имущества в войска, крайне слабо подготовлены к работе в военных условиях. Как показали в дальнейшем боевые действия, разработанный до войны план доснабжения Красной Армии вещевым имуществом себя не оправдал и не был реализован.
Важной задачей, которую пришлось решать в предвоенный период, было размещение и эшелонирование неприкосновенных запасов вещевого имущества. Еще в 1940 году в правительстве обсуждался вопрос о размещении мобилизационных запасов для Вооруженных Сил. Руководители Наркомата обороны СССР и Главного интендантского управления РККА предлагали разместить их восточнее Волги. Против этого предложения активно выступал народный комиссар Госконтроля СССР Л.З. Мехлис. Он настаивал на том, чтобы мобресурсы были сосредоточены как можно ближе к районам отмобилизования, в непосредственной близости от границы. И.В. Сталин принял точку зрения Л.З. Мехлиса. «Впоследствии нам пришлось за это жестоко расплачиваться, - писал после войны генерал армии А.В. Хрулев, - много материальных средств было либо уничтожено нашими войсками при отходе, либо захвачено врагом».
Другой актуальной проблемой в деятельности органов вещевого снабжения РККА в этот период оставался учет материальных средств в войсках. Народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза С.К. Тимошенко приказал провести инвентаризацию вещевого имущества во всех частях РККА, выявить его фактическое наличие, качество и степень обеспеченности войск по состоянию на 1 августа 1940 года. Результаты проверки получили негативную оценку. В соответствии с постановлением Экономического совета при СНК СССР от 14 декабря 1940 года народный комиссар обороны приказал до 1 февраля 1941 года провести повторную инвентаризацию. По ее завершении силами интендантских органов НКО СССР армия подверглась дополнительной проверке Народным комиссариатом государственного контроля СССР. Для этого в управления, учреждения и части военного ведомства было направлено 98 контролеров.
15 апреля 1941 года на заседании Главного военного совета РККА обсуждался вопрос «О результатах инвентаризации военно-хозяйственного имущества и итоги совещания высшего начсостава интендантской службы Красной Армии». С докладом выступил главный интендант Красной Армии А.В. Хрулев. По итогам обсуждения данного вопроса планировалось: изменить схему снабжения по принципу «Центр - округ (фронт) - армия - дивизия - полк»; ввести в армейском и дивизионном звеньях склады; для объединения и руководства всеми вопросами снабжения в армиях и дивизиях ввести должности заместителей командующего армией и командира дивизии по снабжению; в полках объединить хозяйство под руководством заместителя командира полка по снабжению; в штабах армий усилить интендантские отделы. Однако не все запланированные мероприятия были реализованы, и лишь начавшаяся война заставила вернуться к идее централизации управления снабжением войск.
Большое внимание в предвоенные годы уделялось своевременному ремонту вещевого имущества. Это позволяло продлить сроки эксплуатации и компенсировать нехватку отдельных предметов обмундирования, обуви, лагерного имущества, постельных принадлежностей. В марте 1940 года в составе Управления вещевого снабжения был создан ремонтный отдел, а в вещевых отделах интендантских управлений военных округов - ремонтные отделения. Они занимались планированием и организацией ремонта вещевого имущества, распределением и отпуском материалов, инструмента и оборудования. Мобилизационным планом предусматривалось развертывание в приграничных округах ремонтных мастерских промысловой кооперации. В результате принятых мер органы тыла РККА в 1940 году отремонтировали вещевого имущества в четыре раза больше, чем в 1939-м.
Моторизация Красной Армии и насыщение войск техникой привели к увеличению потребления бензина, керосина, дизельного топлива, автола, что в свою очередь потребовало совершенствования системы снабжения войск горючим и смазочными материалами (ГСМ). До 1936 года обеспечение частей войск горючим осуществлялось через инженерную службу РККА. 13 февраля 1936 года СНК СССР принял постановлении о создании в составе Наркомата обороны СССР самостоятельной службы, снабжения горючим. 17 февраля приказом народного комиссара обороны СССР были учреждены: в Центре - Управление снабжения горючим, в военных округах - отделы снабжения горючим.
Перед вновь организованной службой стояли сложные задачи как организационного, так и технического плана: предстояло не только сформировать самостоятельные органы, подготовить кадры, выработать принципы деятельности, но и накопить и распределить запасы ГСМ. Предусматривалось к маю 1941 года создать необходимые мобилизационные запасы горючего, в том числе бензина, дизельного топлива, керосина, авиационных масел, автола и солидола.
К 1 июня 1941 года в системе Народного комиссариата обороны было накоплено 96,8 % установленных мобилизационных запасов горючего. Почти половина из них размещалась на базах Главнефтесбыта в глубине территории страны, что, по мнению высшего военно-политического руководства, не в полной мере отвечало требованиям военного времени. Поэтому Советское правительство по предложению Генерального штаба в июне 1941 года утвердило план перемещения более 100 тыс. т горючего из внутренних районов страны на базы в западные военные округа, а также замены 33 тыс. т горючего мобилизационного запаса, хранящегося на нефтебазах в глубинных районах, запасами государственного резерва, расположенного на территории приграничных военных округов.
Создавались запасы ГСМ и в системе Управления государственных резервов. К 1 июня 1941 года на нефтебазах областных и республиканских контор Главнефтесбыта хранилось горючее государственных резервов, в том числе авиационный бензин, автотракторное горючее и смазочные материалы.
Кроме мобилизационных запасов создавались неприкосновенные запасы горючего в войсках. Нормы их содержания определялись приказом НКО СССР и в январе 1941 года составляли: две заправки для механизированных, танковых и стрелковых дивизий, четыре-шесть заправок для частей ВВС (в зависимости от рода авиации) и одна заправка для автотранспортных частей.
Основные трудности в создании запасов горючего для текущих потребностей соединений и частей, а также неприкосновенных запасов были связаны с недостатком емкостей, особенно в Западном, Киевском и Прибалтийском особых военных округах, запасы обеспечивали лишь месячную потребность войск. Строительство складов в этих округах началось только летом 1940 года. В результате напряженной работы удалось создать необходимое количество складов ГСМ.
Таким образом, в предвоенные годы были накоплены большие запасы горючего в системе НКО СССР. Они были вполне достаточны для ведения боевых действий в течение длительного времени. Размещение основных запасов мобилизационного резерва в глубине страны давало возможность сохранить горючее для обеспечения войск действующей армии в последующих оборонительных и наступательных операциях.
Состояние военно-медицинской службы Красной Армии в довоенный период определялось в целом успешным развитием системы здравоохранения в СССР. Руководство медицинским обеспечением жизнедеятельности армии и флота осуществляло Санитарное управление РККА, входившее в состав НКО СССР.
К 1940 году медицинская служба РККА располагала развитой сетью лечебных учреждений, высококвалифицированными кадрами, большими запасами медицинского имущества. В ней насчитывалось 175 постоянных госпиталей общей емкостью 33 365 коек. Однако развитие госпитальной сети в предвоенные годы несколько отставало от роста численности армии. Кроме того, неравномерное распределение лечебных учреждений по военным округам привело к тому, что одни госпитали работали в напряженном режиме, в то время как возможности других использовались не полностью. В приграничных округах имелось ограниченное количество медицинских учреждений стационарного типа. Все необходимые для фронтов и армий медицинские учреждения и части планировалось отмобилизовать в мирное время. Эвакуацию раненых предполагалось осуществлять гужевым и автомобильным транспортом, постоянными и временными военно-санитарными поездами.
Укомплектованность медицинской службы РККА по штатам мирного времени составляла: врачами - 65 %, зубными врачами - 65 %, фельдшерами - 63,7 %, фармацевтами - 58,9 %. Кроме того, в запасе находилось более 100 тыс. врачей, что в основном удовлетворяло мобилизационные потребности.
Серьезной проверкой медицинской службы стали боевые действия на Дальнем Востоке (1938), в Монголии (1939) и Карелии (1939-1940). В условиях боевой обстановки военные медики успешно справились с поставленными перед ними задачами.
Вместе с тем боевая практика выявила и ряд серьезных проблем, которые требовали своего разрешения: низкая мобилизационная готовность военно-медицинских учреждений; недостаточное количество хирургов; несоответствие между материально-технической базой военно-медицинской службы и задачами, которые приходилось ей решать. Опыт работы военно-полевой медицины был тщательно изучен, обобщен и началось его внедрение в практику. Были разработаны новые руководящие документы, в том числе проект «Устава санитарной службы 1940 года». Определенные изменения произошли в структуре военно-медицинских учреждений. Совершенствовались и принципы организации медицинского обеспечения войск в ходе боевых действий, что нашло свое выражение в системе этапного лечения раненых (больных). Эта система отражала наиболее передовые, прогрессивные взгляды на организацию лечебно-эвакуационного обеспечения войск и сыграла исключительно важную роль во время Великой Отечественной войны.
Железнодорожные войска НКО СССР находились в непосредственном подчинении Центрального управления военных сообщений (ЦУП ВОСО). К 22 июня 1941 года в их состав входили: восемь управлений железнодорожных бригад, восемь железнодорожных полков, 14 отдельных восстановительных железнодорожных батальонов, четыре отдельных мостовых железнодорожных батальона, отдельный мостовой железнодорожный полк, два отдельных строительно-восстановительных полка, узкоколейный железнодорожный полк, эксплуатационный железнодорожный батальон, отдельная эксплуатационная рота, восемь отдельных рот механизации железнодорожных работ, два центральных железнодорожных парка и другие части и учреждения. Войска содержались по штатам мирного времени. С началом войны планировалось увеличить их штатную численность за счет мобилизационных ресурсов. Помимо железнодорожных войск, непосредственно подчиненных ЦУП ВОСО, существовали железнодорожные части, формально входившие в состав Красной Армии, но подчиненные Народному комиссариату путей сообщения (НКПС). В частности, 14 января 1932 года постановлением Совета труда и обороны был сформирован Особый корпус железнодорожных войск. Он предназначался для выполнения крупных строительных работ и эксплуатации железных дорог по заданию НКПС. В состав корпуса входили пять железнодорожных бригад и семь отдельных эксплуатационных полков. Он содержался по штатам военного времени и мобилизационных планов не имел. Численность корпуса составляла 68 002 человека.
Правильность теоретических взглядов на организацию и применение железнодорожных войск в боевой обстановке подверглась проверке уже в конце 30-х - начале 40-х годов. Применение железнодорожных войск НКО в советско-финляндской войне в составе временных формирований показало их низкую эффективность. По итогам боевых действий было принято решение отказаться от практики создания временных соединений, заменив их железнодорожными бригадами, специализированными по видам работ (восстановления пути, мостовые, механизации железнодорожных работ, эксплуатационные). Реорганизация железнодорожных войск началась в феврале 1941 года. Однако начавшаяся вскоре Великая Отечественная война прервала этот процесс. Развернувшиеся боевые действия стали жесткой и бескомпромиссной проверкой всех предвоенных планов и теоретических воззрений, лежавших в основе их подготовки.
Особое внимание в предвоенные годы обращалось на моторизацию Вооруженных Сил, обеспечение их автотранспортом и механической тягой. Только за период с 1937-го по 1941 год количество автомобилей в Красной Армии увеличилось в семь раз и к началу войны составляло 273 тыс., в том числе 257,8 тыс. грузовых. Однако экономические возможности государства, технологические и производственные мощности страны не позволяли обеспечить армию автотранспортом в полном объеме. Имеющееся количество автомобилей покрывало потребности Красной Армии лишь на 41,2 % от штатов военного времени. Несмотря на значительные поставки автомобилей и тракторов в войска, Красная Армия по моторизации по-прежнему значительно уступала вооруженным силам Германии.
При определении состава автомобильных частей в оперативном и центральном звеньях тыла Генеральный штаб исходил из потребности автотранспорта лишь для перевозки войск. Подвоз материальных средств планировалось осуществлять в основном железнодорожным транспортом. По состоянию на 22 июня 1941 года в непосредственном подчинении Центра и оперативных объединений было 19 автомобильных полков, 37 отдельных автомобильных батальонов, отдельная автомобильная рота и 65 автомобильных депо (27,3 тыс. автомобилей, или 10 % состава автопарка РККА). В западных военных округах находилось девять автомобильных полков, шесть отдельных батальонов и восемь депо, во внутренних и южных округах - четыре автомобильных полка, 10 отдельных батальонов и 57 депо, в Забайкальском и Дальневосточном - шесть автомобильных полков и 21 отдельный батальон. В дивизиях созданы автомобильные батальоны (роты) подвоза.
Существенным недостатком в организации автотранспортного обеспечения войск в предвоенный период было отсутствие единой транспортной службы, которая могла бы с началом войны обеспечить надежное руководство работой автомобильного транспорта. Вопросы формирования автомобильных частей, использования автотранспорта, его ремонта и снабжения техническим имуществом были рассредоточены между 6-м отделом (автотранспортной и дорожной службы) Генерального штаба и Автобронетанковым управлением РККА.
Оценивая в целом состояние тыла Красной Армии накануне войны, можно с полным основанием утверждать, что его подготовка находилась на достаточно высоком уровне. Он имел в своем составе необходимые органы управления, тыловые части и учреждения, располагал достаточными запасами материальных средств, был укомплектован высококвалифицированными кадрами.
Однако в подготовке тыла РККА имелись и слабые стороны. Тыловые части и учреждения были еще не полностью оснащены автомобильным транспортом и другой техникой, многие технические средства, включенные в их штаты, лишь вошли в серийное производство или осваивались промышленностью и, естественно, не могли в требуемом количестве поступить в войска. Имелись недочеты в подготовке театров военных действий в тыловом отношении и в размещении запасов материальных средств.
В целом же тыл Красной Армии был готов к выполнению своих задач, несмотря на имеющиеся трудности.
История тыла российских Вооруженных Сил (XVIII-XX вв.). СПб.: ВАТТ, 2000. Кн. 2. С. 202.
Заключительная речь народного комиссара обороны Союза ССР Героя и Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко на военном совещании 31 декабря 1940 г. М.: Воениздат НКО СССР, 1941. С. 55-56.
Захаров М.В. Накануне великих испытаний. М.: Воениздат, 1968. С. 5, 62, 63.
Там же. С. 64.
Приказ народного комиссара обороны СССР от 11 октября 1939 г. № 0156// Русский архив: Великая Отечественная. Приказы народного комиссара обороны СССР. М., 1994. Т. 13. Кн. 2(1). С. 177-179.
Развитие Тыла Советских Вооруженных Сил (1918-1988). М.: Воениздат, 1989.
Советские Вооруженные Силы: История строительства. М.: Воениздат, 1978. С. 245.
Там же.
Там же.
Там же.
История тыла российских вооруженных сил (XVIII-XX вв.). Кн. 2. С. 205-206.
1941 год - уроки и выводы. М.: Воениздат, 1992. С. 43.
Там же. С. 211.
История тыла российских вооруженных сил (XVIII-XX вв.). Кн. 2. С. 213.
Beщиков П.И. Указ. соч. С. 285.
Цит. по: История тыла российских Вооруженных Сил (XVIII-XX вв.). Кн. 2. С. 204.
Главный военный совет РККА. 13 марта 1938 г. - 20 июня 1941 г.: Документы и материалы. М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. С. 296.
История тыла российских Вооруженных Сил (XVIII-XX вв.). Кн. 2. С. 219.
История тыла российских Вооруженных Сил (XVIII-XX вв.). Кн. 2. С. 222.
Там же. С. 224.
Там же. С. 224-225.
1941 год - уроки и выводы. С. 43.
История тыла российских вооруженных сил (XVIII-XX вв.). Кн. 2. С. 267.
Там же. С. 268.
История военной медицины. Л.: Изд-во ВМА, 1982. С. 53.
Старостенков Н.В. Железнодорожные войска России. От Первой мировой до Великой Отечественной: 1917-1941. М.: Стэха, 2001. Кн. 2. С. 290.
Там же. С. 289.
Там же. С. 291.
ЦАМО, ф. 41, оп. 34880, д. 3, л. 2.
Развитие Тыла Советских Вооруженных Сил (1918-1988). С. 101.
тут
http://militaryarticle.ru/voennaya-mysl ... -str-58-67