Танковый форум

История и боевое применение советских бронетанковых войск
Текущее время: 28 мар 2024, 12:46

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 58 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 27 окт 2015, 11:24 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 окт 2013, 13:16
Сообщения: 1839
Сергей Лотарев писал(а):
У меня тут возник вопрос с противоположной шлемофонам стороны.
Известно, что в какой-то момент на наши предвоенные танки перестали устанавливать поручневые антенны при производстве. И еще в какой-то момент стали срезать крепления уже установленных поручневых антенн - но не на всех машинах подряд, значительная часть так и осталась с поручневыми антеннами.
При этом нельзя сказать, что поручневую антенну упразднили, введя штыревую - штыревая антенна, насколько мне известно, входила в ЗИП радиостанции и до этого.

Известно ли, когда именно, по какой причине и на основании каких приказов или распоряжений это было сделано?
Я по этому поводу видел только мнения общего характера, что поручневые антенны выдавали неприятелю командирские машины, почему от них и решили отказаться. Но к тяжелым и средним танкам этот аргумент неприменим, поскольку они оснащались рациями все.

Для Т-35 момент отказа от поручневых антенн при производстве определяется точно - их перестали ставить в самом конце 1938 года.
С датировкой начала срезания креплений антенн сложнее - на фотографиях парадов такой случай первый раз встречается 1 мая 1940 года. Но с московского и киевского парадов 7 ноября 1939 года у меня снимков танков практически нет.
Вообще, создается впечатление, что на некоторых танках стаканы, в которых закреплялись стойки поручневых антенн, спиливали прямо в войсках - нет оснований думать, что эти танки проходили заводской ремонт, но спилы налицо.

Что касается снимков боевых действий, то на известных мне фотографиях Т-28 в польском походе поручневые антенны везде присутствуют, а вот в Зимней войне уже много танков без них (правда именно срезанных я не нашел, качество снимков). Правда, тут дело может быть не только в разных датах, а в составе бригад, участвовавших в боевых действиях. В 20-ю тбр поступали Т-28 последних серий - с пушками Л-10 и без антенн, а в 10-й тбр, Т-28 которой, в основном, и представлены на снимках польского похода, были танки более раннего выпуска.


К сожалению, документов не попадалось. Точнее, видел неоднократные обсуждения этого вопроса. Аргумент за демонтаж поручневых антенн именно такой - такая антенна демаскирует "командирский" танк, что приводит к неоправданно большим потерям начсостава и дезорганизации управления в бою.
Не связано это с тем, что в 1939 г. начали устанавливать 71-ТК-3?

Думаю, что с Т-28 и Т-35 спилили просто за компанию. Это же армия, все должно быть единообразно.

_________________
С уважением Евгений Дриг.
http://pogoni8.wix.com/pogoni


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 27 окт 2015, 13:33 
Не в сети

Зарегистрирован: 08 апр 2014, 23:53
Сообщения: 288
Сергей Лотарев писал(а):
К сожалению, документов не попадалось. Точнее, видел неоднократные обсуждения этого вопроса. Аргумент за демонтаж поручневых антенн именно такой - такая антенна демаскирует "командирский" танк, что приводит к неоправданно большим потерям начсостава и дезорганизации управления в бою.

Интересно, какие события послужили основанием для отмены? Испанский опыт? Бои на Хасане?
На БТ поручневая антенна исчезла сразу с вводом конической башни в 1937 году, а на Т-26 - очевидно, с 1938 года. То есть к Хасану как раз для легких танков все решения уже были давно приняты, и изменения введены.
Ну и еще несколько ослабляющий "командирскую" версию аргумент - процент радийных легких танков был существенно выше, чем количество командирских машин - насколько я помню, в иные годы больше половины выпускалось с рациями.

tankjack писал(а):

Не связано это с тем, что в 1939 г. начали устанавливать 71-ТК-3?

Мой товарищ, с которым этой темой занимаемся, предположил то же - что штыревая антенна использовалась только с 71-ТК-3.
А 71-ТК-3 именно с 1939 года стали устанавливать? Тогда получается, что для БТ и Т-26 с коническими башнями, выпущенных до 1939 года, должны были модифицировать антенну 71-ТК-1.
На сайте Радиомузея нашел руководство к 71-ТК-1 1935 года, там штатная антенна именно комбинированная - поручнево-штыревая. Но , очевидно, и на штыревой могла работать, хотя описание такой работы я не нашел.
Для 71-ТК-3 Википедия упоминает только штыревую антенну. В справочнике 1943 года тоже говорится только о штыревой антенне, но это 1943 год.

tankjack писал(а):
Думаю, что с Т-28 и Т-35 спилили просто за компанию. Это же армия, все должно быть единообразно.

Ну в том и проблема, что в итоге стало неединообразно даже в пределах одного подразделения, поскольку у многих машин антенна или ее крепления оставались. Может быть, действительно спиливали только на тех, на которые ставили 71-ТК-3. Надо еще разбираться.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 ноя 2015, 13:05 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 окт 2013, 13:16
Сообщения: 1839
Вероятно, 9-РС

Вложение:
9рс.jpg
9рс.jpg [ 112.2 КБ | Просмотров: 9381 ]

_________________
С уважением Евгений Дриг.
http://pogoni8.wix.com/pogoni


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 ноя 2015, 03:15 
Не в сети

Зарегистрирован: 08 апр 2014, 23:53
Сообщения: 288
tankjack писал(а):
К сожалению, документов не попадалось. Точнее, видел неоднократные обсуждения этого вопроса. Аргумент за демонтаж поручневых антенн именно такой - такая антенна демаскирует "командирский" танк, что приводит к неоправданно большим потерям начсостава и дезорганизации управления в бою.
Не связано это с тем, что в 1939 г. начали устанавливать 71-ТК-3?.


Некоторые подробности нашлись в фонде АБТУ РККА.
Летом 1938 года проводились испытания новой штыревой телескопической антенны с амортизирующей пружиной на БТ-7. По итогам в августе 1938 ее признали пригодной для замены поручневой антенны, с некоторыми доработками машины - в частности защитный стакан антенны требовалось срезать до высоты 100 мм.
В другом документе августа 1938 года говорится об установке новой штыревой антенны на уже выпущенные башни при производстве Т-26 с описанием порядка действий (первым пунктом - как раз срезание кронштейнов поручневой антенны).
Так что, выходит, что от поручневой антенны отказались в пользу новой штыревой антенны независимо от внедрения 71-ТК-3 и несколько раньше. Очевидно, на 71-ТК-3 она просто пошла сразу в штатной комплектации рации.
Про причины отказа от поручневой антенны пока ничего нового не нашел.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 ноя 2015, 23:08 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 окт 2013, 13:16
Сообщения: 1839
Сергей Лотарев писал(а):
tankjack писал(а):
К сожалению, документов не попадалось. Точнее, видел неоднократные обсуждения этого вопроса. Аргумент за демонтаж поручневых антенн именно такой - такая антенна демаскирует "командирский" танк, что приводит к неоправданно большим потерям начсостава и дезорганизации управления в бою.
Не связано это с тем, что в 1939 г. начали устанавливать 71-ТК-3?.


Некоторые подробности нашлись в фонде АБТУ РККА.
Летом 1938 года проводились испытания новой штыревой телескопической антенны с амортизирующей пружиной на БТ-7. По итогам в августе 1938 ее признали пригодной для замены поручневой антенны, с некоторыми доработками машины - в частности защитный стакан антенны требовалось срезать до высоты 100 мм.
В другом документе августа 1938 года говорится об установке новой штыревой антенны на уже выпущенные башни при производстве Т-26 с описанием порядка действий (первым пунктом - как раз срезание кронштейнов поручневой антенны).
Так что, выходит, что от поручневой антенны отказались в пользу новой штыревой антенны независимо от внедрения 71-ТК-3 и несколько раньше. Очевидно, на 71-ТК-3 она просто пошла сразу в штатной комплектации рации.
Про причины отказа от поручневой антенны пока ничего нового не нашел.


Спасибо, очень интересно!
Будет здорово, если наведете ясность в этом вопросе.

Что касается обсуждений, то вот нашел в документе по потерям на Хасане по горячим следам, через несколько дней после окончания боев:
"4. Большая потеря объясняется тем, что танковые части наткнулись на организованную противотанковую оборону противника, движение по открытой болотистой местности.
5. В первую очередь подвергались обстрелу командирские танки /радиотанки/."

_________________
С уважением Евгений Дриг.
http://pogoni8.wix.com/pogoni


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 мар 2016, 23:53 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 окт 2013, 13:16
Сообщения: 1839
Сергей Лотарев писал(а):
Так что, выходит, что от поручневой антенны отказались в пользу новой штыревой антенны независимо от внедрения 71-ТК-3 и несколько раньше. Очевидно, на 71-ТК-3 она просто пошла сразу в штатной комплектации рации.
Про причины отказа от поручневой антенны пока ничего нового не нашел.


Я Вам больше скажу. Штыревая антенна, по крайней мере, в 1935 г. и в комплект 71-ТК-1 входила штатно.

Штыревая антенна не приходила на смену поручневой. Уже как минимум в 1935 г. они существовали параллельно. Например, в комплект радиостанций 71-ТК, устанавливаемых на заводе им.Ворошилова на танки Т-26, входили:
"1. Штыревая антенна из стали марки Г длиной 4 метра - 2 компл.
2. Чехлов парусиновых д/штыревой антенны - 2
".

При этом обе антенны не считались окончательным вариантом для бронеобъектов, так как имели недостатки. Понятно, что тогда о видимом отличии радиотанков и о их больших потерях в бою никто не думал, понимание пришло позже, после реального участия в боевых действиях (Испания? Хасан уж точно, я приводил документ).
Проблемы были другого характера. Ниже фрагменты переписки между АБТУ и Управлением связи РККА по поводу радиостанций 71-ТК.

"25.05.35
№253966
Начальнику управления связи РККА
По имеющимся в АБТУ РККА сведениям, вверенное Вам Управление в настоящее время разрабатывает, вместо рации 71-ТК, новые типы танковых радиостанций, имя целью повысить дальность их действия и унифицировать танковые рации с рациями самолетными. В этих новых радиостанциях безусловно должны быть учтены все те замечания, которые могут быть сделаны по рации 71-ТК.
Эти замечания следующие:
[…]
4. Опыт эксплуатации рации 71-ТК показал, что поручневая антенна часто ломается. Попытка усилить ее не дает полного решения этого вопроса. Поэтому АБТУ РККА уже неоднократно поднимало перед Вами и Вашими работниками вопрос о том, что поручневая антенна должна быть заменена другим типом антенны, более соответствующим условиям работы танка. Считаю необходимым еще раз поставить перед Вами этот вопрос с тем, чтобы он был безусловно решен в 1935 году.
Что касается штыревой антенны, то до сих пор еще нет такого ее типа, который бы мог удовлетворить предъявляемым к нему требованиям. В это дело Вашему Управлению необходимо вмешаться и дать такой образец штыревой антенны из отечественных материалов, который бы мог быть рекомендован на серийное производство.
[…]
Бокис
"

Ответ УС:
"Помощнику начальника АБТУ РККА
На № 253966 от 25.05.35 г.
[…]
4. Тип штыревой антенны имеется вполне определенный, описанный в технических условиях на нее. Эти технические условия имеются в 5 отд.АБТУ РККА. Этот тип штыревой антенны уже давно рекомендован АБТУ РККА для серийного производства.
Поручневая антенна устанавливаемая в настоящее время на радиотанках, пока остается, т.к. одна штыревая антенна не может обеспечить бесперебойность связи особенно в условиях лесистой местности. Управление связи учитывает необходимость уточнения этого вопроса.
[…]
Врид начальника управления связи Лонгва
"

Более подробно о недостатках обеих антенн можно узнать из прелюбопытного документа, касающегося испытаний радиостанций 71-ТК на НИАБТ полигоне:
"[…] 6. Как ведут себя антенны
Антенное устройство, укрепленное на башне танка "поручень" и штыревая антенна имеют следующие недостатки.
Первое: будучи укреплено на изолирующих стойках вокруг башни имеет недостаточно прочное крепление. В силу того, что "поручень" имеет форму подковы, он выступающими концами задевает при прохождении танка в лесу за деревья, сучья и пр. и поручневая антенна отрывается от корпуса башни (опыт частей ОКДВА, 14 бригады и др.).
Второе - металл, из которого изготовляется штыревая антенна - алюминий и сталь различной твердости. Как тот, так и другой одинаково плохи. Первый гнется, хотя после выгиба допускает выпрямление. Второй - после выгиба, не поддается выпрямлению - ломается, в одних случаях, а в других случаях - допускает таковое.
Части более склонны иметь штыревую антенну, которой, после случайного деформирования, можно было бы придать первоначальную форму.
Предложений по новому типу антенны нет.
В ЦВИРЛе считают, что разработку новых типов антенн следует вести не теоретическим расчетом, а экспериментом.
Пути, по которым может идти создание нового типа антенны:
1) Провод, положенный на броню машины в изоляции.
2) Эквивалент поручня в виде "зигзага", укрепленный сзади башни.
3) Рамка.
[…]
".

_________________
С уважением Евгений Дриг.
http://pogoni8.wix.com/pogoni


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 04 апр 2016, 12:23 
Не в сети

Зарегистрирован: 08 апр 2014, 23:53
Сообщения: 288
Спасибо большое за подробности! Значит, действительно не только в демаскировке командирских машин было дело.
tankjack писал(а):
Я Вам больше скажу. Штыревая антенна, по крайней мере, в 1935 г. и в комплект 71-ТК-1 входила штатно.
Штыревая антенна не приходила на смену поручневой. Уже как минимум в 1935 г. они существовали параллельно. Например, в комплект радиостанций 71-ТК, устанавливаемых на заводе им.Ворошилова на танки Т-26, входили:


Да, с вопросом совместного использования помогло разобраться наставление на радиостанцию 71-ТК-1 1936 года издания, которое можно скачать на сайте радиомузея, про который вы в первом сообщении этой ветки писали. Оттуда:
"Раз'емная конструкция штыря позволяет работать на любом количестве колен, варьируя таким образом дальность связи...
В случае движения машин по местности с наличием низко подвешенных проводов, штырь снимается, но нормально на всех машинах должна применяться поручнево-штыревая антенна, причем имеется и второй запасный комплект штыря, возимый постоянно в танке".

tankjack писал(а):
Пути, по которым может идти создание нового типа антенны:
1) Провод, положенный на броню машины в изоляции.
2) Эквивалент поручня в виде "зигзага", укрепленный сзади башни.
3) Рамка.

Летом 1937 года пробовали еще один вариант - проводились испытания контурной антенны на двух эбонитовых дисках, которая испытывалась как совместно со штыревой, так и без нее (на испытаниях выдвигался медный стержень на 300 мм) и должна была заменять поручневую. Результаты были хорошими, требовали упростить и удешевить монтаж и перед пуском в серийное производство провести еще одно испытание, но чем в итоге закончилось дело, не знаю.

В июле 1938 года проводили испытания штыревой антенны с аммортизатором (разработки НИИС РККА и производства завода №203), которая при встрече с препятствиями складывалась вдоль машины. Основной проблемой там было, что при испытании на БТ на 2-й скорости и выше откинутая ударом антенна била по корме и гнулась (серийная штыревая на 2-й скорости просто ломалась у основания). Комиссия антенну одобрила, но рекомендовала повысить упругость дюралюминевых штырей и ввести еще ряд мелких изменений, и дополнительно испытать.
Интересно, что эти антенны пошли в комплекте с рациями на завод №174 для установки на Т-26 еще в июне, до испытаний, так что завод запрашивал в АБТУ специального разрешения на их установку, ну и для установки на конические башни их нужно было дорабатывать.

И еще удивительно, но на фотографиях нашей подбитой в бою бронетехники лета 1941 антенны видны крайне редко. На Т-35, например, видна только на одном из четырех десятков. Ну там-то ладно, в бою их не так много было потеряно, а оставленные по возможности выводили из строя, да и на многих оставались старые поручневые антенны. Но и на прочих танках - штыревые антенны необъяснимо большая редкость, даже с учетом того, что немцы их наверняка быстро снимали.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 04 апр 2016, 21:12 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 окт 2013, 13:16
Сообщения: 1839
Сергей Лотарев писал(а):
Спасибо большое за подробности! Значит, действительно не только в демаскировке командирских машин было дело.
tankjack писал(а):
Я Вам больше скажу. Штыревая антенна, по крайней мере, в 1935 г. и в комплект 71-ТК-1 входила штатно.
Штыревая антенна не приходила на смену поручневой. Уже как минимум в 1935 г. они существовали параллельно. Например, в комплект радиостанций 71-ТК, устанавливаемых на заводе им.Ворошилова на танки Т-26, входили:


Да, с вопросом совместного использования помогло разобраться наставление на радиостанцию 71-ТК-1 1936 года издания, которое можно скачать на сайте радиомузея, про который вы в первом сообщении этой ветки писали. Оттуда:
"Раз'емная конструкция штыря позволяет работать на любом количестве колен, варьируя таким образом дальность связи...
В случае движения машин по местности с наличием низко подвешенных проводов, штырь снимается, но нормально на всех машинах должна применяться поручнево-штыревая антенна, причем имеется и второй запасный комплект штыря, возимый постоянно в танке".

tankjack писал(а):
Пути, по которым может идти создание нового типа антенны:
1) Провод, положенный на броню машины в изоляции.
2) Эквивалент поручня в виде "зигзага", укрепленный сзади башни.
3) Рамка.

Летом 1937 года пробовали еще один вариант - проводились испытания контурной антенны на двух эбонитовых дисках, которая испытывалась как совместно со штыревой, так и без нее (на испытаниях выдвигался медный стержень на 300 мм) и должна была заменять поручневую. Результаты были хорошими, требовали упростить и удешевить монтаж и перед пуском в серийное производство провести еще одно испытание, но чем в итоге закончилось дело, не знаю.

В июле 1938 года проводили испытания штыревой антенны с аммортизатором (разработки НИИС РККА и производства завода №203), которая при встрече с препятствиями складывалась вдоль машины. Основной проблемой там было, что при испытании на БТ на 2-й скорости и выше откинутая ударом антенна била по корме и гнулась (серийная штыревая на 2-й скорости просто ломалась у основания). Комиссия антенну одобрила, но рекомендовала повысить упругость дюралюминевых штырей и ввести еще ряд мелких изменений, и дополнительно испытать.
Интересно, что эти антенны пошли в комплекте с рациями на завод №174 для установки на Т-26 еще в июне, до испытаний, так что завод запрашивал в АБТУ специального разрешения на их установку, ну и для установки на конические башни их нужно было дорабатывать.

И еще удивительно, но на фотографиях нашей подбитой в бою бронетехники лета 1941 антенны видны крайне редко. На Т-35, например, видна только на одном из четырех десятков. Ну там-то ладно, в бою их не так много было потеряно, а оставленные по возможности выводили из строя, да и на многих оставались старые поручневые антенны. Но и на прочих танках - штыревые антенны необъяснимо большая редкость, даже с учетом того, что немцы их наверняка быстро снимали.


Я на самом деле, не столько радио в танках занимаюсь, сколько ищу информацию по танковым шлемам, которая нигде толком не собрана и не обобщена. Крупицы информации разбросаны по десяткам фондов. В том числе попадается среди дел по радиостанциям.
Так что, если будет что-то новое, сообщу. Я заказал посмотреть отчеты по испытаниям 71-ТК и 72-ТК на полигоне в Кубинке, может быть, там что-то будет.

_________________
С уважением Евгений Дриг.
http://pogoni8.wix.com/pogoni


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 апр 2016, 08:59 
Не в сети

Зарегистрирован: 08 апр 2014, 23:53
Сообщения: 288
tankjack писал(а):
Я на самом деле, не столько радио в танках занимаюсь, сколько ищу информацию по танковым шлемам, которая нигде толком не собрана и не обобщена. Крупицы информации разбросаны по десяткам фондов. В том числе попадается среди дел по радиостанциям.
Так что, если будет что-то новое, сообщу. Я заказал посмотреть отчеты по испытаниям 71-ТК и 72-ТК на полигоне в Кубинке, может быть, там что-то будет.

Спасибо!
Я, в общем, тоже радиосвязью прицельно не интересуюсь, но вопрос со спиливанием антенн давно требовал разрешения, а тут удачное тематическое дело подвернулось.

Теперь осталось с телеуправлением Для Т-35 разобраться :) . Правда, не факт, что оно именно по радиоканалу осуществлялось.

"Следующей работой Остехбюро было создание телетанка БТ-7 с химвооружением. В дальнейшем значительное количество танков БТ-7, а также Т-35 было оборудовано системой пультового сервоуправления, разработкой которого занималось Остехбюро."
http://pvo.guns.ru/book/vniirt/index.htm#_Toc122708805

"Создавались телетанки и на базе других машин. Так, велись работы по созданию телемеханического танка на базе танкетки Т-27, телемеханического танка «Ветер» на базе плавающего танка Т-37-А и даже телемеханического танка прорыва на базе огромного пятибашенного танка Т-35."
http://www.e-reading.club/chapter.php/1 ... rmiya.html

Больше ничего на этот счет не находил. Коломиец об этом вообще не пишет. Он хотя и упоминает НИИ-20, но в контексте разработки системы централизованной наводки.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 апр 2016, 09:26 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 окт 2013, 13:16
Сообщения: 1839
Сергей Лотарев писал(а):
Теперь осталось с телеуправлением Для Т-35 разобраться :) . Правда, не факт, что оно именно по радиоканалу осуществлялось.

"Следующей работой Остехбюро было создание телетанка БТ-7 с химвооружением. В дальнейшем значительное количество танков БТ-7, а также Т-35 было оборудовано системой пультового сервоуправления, разработкой которого занималось Остехбюро."
http://pvo.guns.ru/book/vniirt/index.htm#_Toc122708805

"Создавались телетанки и на базе других машин. Так, велись работы по созданию телемеханического танка на базе танкетки Т-27, телемеханического танка «Ветер» на базе плавающего танка Т-37-А и даже телемеханического танка прорыва на базе огромного пятибашенного танка Т-35."
http://www.e-reading.club/chapter.php/1 ... rmiya.html

Больше ничего на этот счет не находил. Коломиец об этом вообще не пишет. Он хотя и упоминает НИИ-20, но в контексте разработки системы централизованной наводки.


В фонде НИИ связи и особой техники им.Ворошилова очень много дел по телемеханике и даже по телевидению в танке. В свое время все удивлялись мемуарам Дубинского "Особый счет", который описывал телевизор в танке. А вот оно, пожалуйста.

_________________
С уважением Евгений Дриг.
http://pogoni8.wix.com/pogoni


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 07 апр 2016, 04:38 
Не в сети

Зарегистрирован: 08 апр 2014, 23:53
Сообщения: 288
Сергей Лотарев писал(а):
В фонде НИИ связи и особой техники им.Ворошилова очень много дел по телемеханике и даже по телевидению в танке. В свое время все удивлялись мемуарам Дубинского "Особый счет", который описывал телевизор в танке. А вот оно, пожалуйста.


Спасибо большое за информацию! А этот фонд в РГВА или еще где-то?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 07 апр 2016, 09:38 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 окт 2013, 13:16
Сообщения: 1839
Сергей Лотарев писал(а):
Сергей Лотарев писал(а):
В фонде НИИ связи и особой техники им.Ворошилова очень много дел по телемеханике и даже по телевидению в танке. В свое время все удивлялись мемуарам Дубинского "Особый счет", который описывал телевизор в танке. А вот оно, пожалуйста.


Спасибо большое за информацию! А этот фонд в РГВА или еще где-то?


Да, в РГВА. Фонд 24710 "Научно-испытательный институт связи и особой техники КА".

_________________
С уважением Евгений Дриг.
http://pogoni8.wix.com/pogoni


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 07 апр 2016, 10:32 
Не в сети

Зарегистрирован: 08 апр 2014, 23:53
Сообщения: 288
tankjack писал(а):
Сергей Лотарев писал(а):
Сергей Лотарев писал(а):
В фонде НИИ связи и особой техники им.Ворошилова очень много дел по телемеханике и даже по телевидению в танке. В свое время все удивлялись мемуарам Дубинского "Особый счет", который описывал телевизор в танке. А вот оно, пожалуйста.


Спасибо большое за информацию! А этот фонд в РГВА или еще где-то?


Да, в РГВА. Фонд 24710 "Научно-испытательный институт связи и особой техники КА".

Еще раз спасибо! Теперь даже указатель фондов брать не придется.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 13 апр 2016, 00:34 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 окт 2013, 13:16
Сообщения: 1839
tankjack писал(а):
Сергей Лотарев писал(а):
У меня тут возник вопрос с противоположной шлемофонам стороны.
Известно, что в какой-то момент на наши предвоенные танки перестали устанавливать поручневые антенны при производстве. И еще в какой-то момент стали срезать крепления уже установленных поручневых антенн - но не на всех машинах подряд, значительная часть так и осталась с поручневыми антеннами.
При этом нельзя сказать, что поручневую антенну упразднили, введя штыревую - штыревая антенна, насколько мне известно, входила в ЗИП радиостанции и до этого.

Известно ли, когда именно, по какой причине и на основании каких приказов или распоряжений это было сделано?
Я по этому поводу видел только мнения общего характера, что поручневые антенны выдавали неприятелю командирские машины, почему от них и решили отказаться. Но к тяжелым и средним танкам этот аргумент неприменим, поскольку они оснащались рациями все.

Для Т-35 момент отказа от поручневых антенн при производстве определяется точно - их перестали ставить в самом конце 1938 года.
С датировкой начала срезания креплений антенн сложнее - на фотографиях парадов такой случай первый раз встречается 1 мая 1940 года. Но с московского и киевского парадов 7 ноября 1939 года у меня снимков танков практически нет.
Вообще, создается впечатление, что на некоторых танках стаканы, в которых закреплялись стойки поручневых антенн, спиливали прямо в войсках - нет оснований думать, что эти танки проходили заводской ремонт, но спилы налицо.

Что касается снимков боевых действий, то на известных мне фотографиях Т-28 в польском походе поручневые антенны везде присутствуют, а вот в Зимней войне уже много танков без них (правда именно срезанных я не нашел, качество снимков). Правда, тут дело может быть не только в разных датах, а в составе бригад, участвовавших в боевых действиях. В 20-ю тбр поступали Т-28 последних серий - с пушками Л-10 и без антенн, а в 10-й тбр, Т-28 которой, в основном, и представлены на снимках польского похода, были танки более раннего выпуска.


К сожалению, документов не попадалось. Точнее, видел неоднократные обсуждения этого вопроса. Аргумент за демонтаж поручневых антенн именно такой - такая антенна демаскирует "командирский" танк, что приводит к неоправданно большим потерям начсостава и дезорганизации управления в бою.


Вот еще о том же по итогам советско-финляндской войны.

3. Антенное устройство: "поручень" - демаскировал машину, "штырь" же будучи слишком высоким ломался в лесу, а деформация его отрицательно сказывалась на работе рации.

Необходимо снять поручневые антенны со всех танков (ломаются), заменив на штыревые и снабдить все линейные танки ложными антеннами иначе демаскируются командирские танки.

_________________
С уважением Евгений Дриг.
http://pogoni8.wix.com/pogoni


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 03 июн 2016, 23:26 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 окт 2013, 13:16
Сообщения: 1839
tankjack писал(а):
Не понимаю, что вот это такое. Шлем явно обр.1937 г., однако вместо ушных клапанов для телефонов - какие-то странные квадратные конструкции. Непонятно даже, есть там что-то внутри полезное или это имитации для экономии времени и материала.

Вложение:
Вложение 743.jpg больше недоступно


Посмотрев еще раз на шлем Попеля, лежащий в ЦМВС, решил выделить новый (5-й) тип кирзового шлема по ТУ-213-37г., который имеет наушники-клапаны на пуговицах.

Вложение:
th_168.jpg
th_168.jpg [ 109.77 КБ | Просмотров: 9168 ]

_________________
С уважением Евгений Дриг.
http://pogoni8.wix.com/pogoni


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 04 июн 2016, 23:47 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 окт 2013, 13:16
Сообщения: 1839
На фото экипаж СУ-76 в двух разных типах шлемов. Трое в показанном выше, у которого наушник-клапан на пуговицах, и один - в шлеме с круглыми глухими наушниками.
Соединительные колодки как на 9-Р разных модификаций.
В теории на СУ-76 должна стоять танковая радиостанция на базе 12-РП. Видимо, она имела ту же гарнитуру, потому что еще на одной фотографии, я ее тут приводил, у члена экипажа СУ-76 такая же гарнитура.

Вложение:
два типа шлемов.jpg
два типа шлемов.jpg [ 183.03 КБ | Просмотров: 9159 ]

_________________
С уважением Евгений Дриг.
http://pogoni8.wix.com/pogoni


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 04 июн 2016, 23:54 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 окт 2013, 13:16
Сообщения: 1839
tankjack писал(а):
tankjack писал(а):
Очень интересный вариант танкового шлема 1937 г. с телефонами зашитыми в круглые клапаны. Раньше такие не видел.
Оказывается, видел, и даже фотография есть.


Вообще по устройству "ушных половинок" шлемы обр.1935/37 гг. делились на три группы.
Существовало несколько разновидностей кирзовых танковых шлемов, чье появление было вызвано различными допусками при пошиве. В технических условиях № 213 описан шлем с наушниками, закрываемыми клапанами. Внутри шлема на подкладке оставлялись специальные затягиваемые тесьмой слуховые отверстия, соответствующие наушникам, для вставки в них изнутри головных телефонов.
В годы Великой Отечественной войны и после нее изготавливались танковые шлемы, в которых отказались от наушников, вместо которых были просто оставлены слуховые отверстия, прикрытые клапанами.
Третий вариант шлема, самый редкий, имел глухие наушники с пришитыми ремешками, но не имел клапанов для их прикрытия. Наушники были, как правило, цилиндрической формы (по форме головных телефонов), но на одной из приведенных здесь фотографий встретилось что-то и вовсе несуразное, скорее квадратной в сечении формы.


Уточню. Если считать все, то шлемы обр.1935/37 гг. делились минимум на 6 типов:
1. С наушниками и клапанами.
2. С клапанами без наушников.
3. С круглыми глухими наушниками без клапанов.
4. С квадратными наушниками-клапанами на пуговицах.
5. С алюминиевыми "чашками" телефонов.
6. Перешитые под резиновые заглушки по типу ТШ-1.

_________________
С уважением Евгений Дриг.
http://pogoni8.wix.com/pogoni


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 12 янв 2019, 00:27 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 окт 2013, 13:16
Сообщения: 1839
Попалась фотография, где виден весь шнур ТШ-1 в сборе с соединительной колодкой.

Вложение:
1285.jpg
1285.jpg [ 134.21 КБ | Просмотров: 7180 ]

_________________
С уважением Евгений Дриг.
http://pogoni8.wix.com/pogoni


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 58 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB