Спасибо большое за подробности! Значит, действительно не только в демаскировке командирских машин было дело.
tankjack писал(а):
Я Вам больше скажу. Штыревая антенна, по крайней мере, в 1935 г. и в комплект 71-ТК-1 входила штатно.
Штыревая антенна не приходила на смену поручневой. Уже как минимум в 1935 г. они существовали параллельно. Например, в комплект радиостанций 71-ТК, устанавливаемых на заводе им.Ворошилова на танки Т-26, входили:
Да, с вопросом совместного использования помогло разобраться наставление на радиостанцию 71-ТК-1 1936 года издания, которое можно скачать на сайте радиомузея, про который вы в первом сообщении этой ветки писали. Оттуда:
"Раз'емная конструкция штыря позволяет работать на любом количестве колен, варьируя таким образом дальность связи...
В случае движения машин по местности с наличием низко подвешенных проводов, штырь снимается, но нормально на всех машинах должна применяться поручнево-штыревая антенна, причем имеется и второй запасный комплект штыря, возимый постоянно в танке".tankjack писал(а):
Пути, по которым может идти создание нового типа антенны:
1) Провод, положенный на броню машины в изоляции.
2) Эквивалент поручня в виде "зигзага", укрепленный сзади башни.
3) Рамка.
Летом 1937 года пробовали еще один вариант - проводились испытания контурной антенны на двух эбонитовых дисках, которая испытывалась как совместно со штыревой, так и без нее (на испытаниях выдвигался медный стержень на 300 мм) и должна была заменять поручневую. Результаты были хорошими, требовали упростить и удешевить монтаж и перед пуском в серийное производство провести еще одно испытание, но чем в итоге закончилось дело, не знаю.
В июле 1938 года проводили испытания штыревой антенны с аммортизатором (разработки НИИС РККА и производства завода №203), которая при встрече с препятствиями складывалась вдоль машины. Основной проблемой там было, что при испытании на БТ на 2-й скорости и выше откинутая ударом антенна била по корме и гнулась (серийная штыревая на 2-й скорости просто ломалась у основания). Комиссия антенну одобрила, но рекомендовала повысить упругость дюралюминевых штырей и ввести еще ряд мелких изменений, и дополнительно испытать.
Интересно, что эти антенны пошли в комплекте с рациями на завод №174 для установки на Т-26 еще в июне, до испытаний, так что завод запрашивал в АБТУ специального разрешения на их установку, ну и для установки на конические башни их нужно было дорабатывать.
И еще удивительно, но на фотографиях нашей подбитой в бою бронетехники лета 1941 антенны видны крайне редко. На Т-35, например, видна только на одном из четырех десятков. Ну там-то ладно, в бою их не так много было потеряно, а оставленные по возможности выводили из строя, да и на многих оставались старые поручневые антенны. Но и на прочих танках - штыревые антенны необъяснимо большая редкость, даже с учетом того, что немцы их наверняка быстро снимали.