Откроем новую тему и первый вопрос. В статистическом сборнике по потерям СССР и России в войнах 20 века приводятся данные по средним САУ КА в период войны: Состояло на 22.06.1941г - 0 Поступило за годы войны - 4,0 тыс. шт. Потери - 2,1 тыс шт. Состояло на 9.05.1945г - 1,9 тыс. шт.
Однако сопоставив данные по производству средних САУ получается следующая картина: Производство: СУ-122 - 638 шт. (в некоторых источниках указаны 637 - вероятно без учёта опытной СУ и 640 шт) СУ-85 - 2654 шт (в некоторых источниках указаны цифры 2650 и 2659 шт) СУ-100 (до 1.05.1945г) - 1350 шт. Переоборудовано из трофейных танков и СУ (Pz III / StuG III) - 21 СУ СГ-122. Получено по ленд-лизу - 52 СУ М-10 "Вулверин". (Цифры даны без учёта экспериментальных и экспортных машин не принятых на вооружение и не поступивших в КА). Получается 4715 ед. СУ. Но никак не 4,0 тыс.
С потерями разобраться сложнее. Есть некоторые данные о наличии СУ в Красной/Советской Армии после окончания 2 МВ в первые послевоенные годы.. СУ-122 - на 17.05.1946г - 145 шт. Из них по постановлению от 10.06.1947г 63 СУ должны быть переоборудованы в тягачи. Примерные потери - около 590 машин. СУ-85 - на 17.11.1947г имелось 412 ед - вместе с ЗСУ-37. Последних выпущено 75 шт. Итого получается 337 СУ-85. До этого, по постановлению от 10.06.1947г должно быть переоборудовано в тягачи 282 СУ-85. Соответственно, с большой долей вероятности можно определить наличие СУ-85 в СА к нач. 1947г в 619 шт. Примерные потери - около 1960 машин. С установками СУ-100 сложнее. Их выпуск продолжался после окончания войны. На 4.10.1945г в КА имелось 1636 установок (без учёта учебных в/ч и ВУ). Можно предположить, что всего в КА на тот момент было примерно 1680-1700 СУ-100 (возможно - чуть больше). С учётом выпуска за май-сентябрь 1945г (985 машин) получается цифра общего выпуска в 2335 шт. Соответственно возможные потери в 630-650 машин. По СГ-122 никакой информации нет. Возможно, что ни одна из этих машин не дожила до Победы. На 1.12.1945г их не было даже на Кубинке. Считаем потери в 20 машин. По "Вулверинам" есть только данные о наличии в одном из полков 10 машин и ещё нескольких - в другом полку. На 1.12. 1945г на Кубинском Полигоне было 4 таких "самоходки". Примерные потери - около 40 машин. Итого получаем число потерь средних САУ за период войны - в пределах 3200-3300 машин. Но никак не 2,1 тыс шт. Даже если учесть, что часть потерянных САУ была капитально отремонтирована на заводах и снова пошла в бой, разница большая. При подсчёте потерь СУ учитывались данные о передачи СУ различным союзным формированиям, воевавшим на советско-германском фронте. СУ-122, СГ-122 и М-10 не передавались. СУ-85 - передано Войску Польскому - 70 ед, Чехословацкому корпусу - 2 ед. СУ-100 - передано Войску Польскому 2 машины. Итого 74 шт. цифра незначительная. Наличие на конец ВОВ - примерно 1660-1670 машин. Возможно несколько больше (если учесть списание техники в марте-апреле 1945г и сразу по окончании войны По справочнику - 1,9 тыс. шт.
СУ-76И (выпуск 201 шт) в принципе можно отнести к средним СУ, но по послевоенным документам они указаны в графе лёгких САУ. Их количество в конце войны неизвестно.
Вот такой расклад получается.
|