Сергей Лотарев писал(а):
AAG писал(а):
В середине июня 1941 года оговаривались планы по экранировке оставшихся 100 танков. Так, на 1 июня 1941 года в РККА числились 485 Т-28, из них 214 с корпусами из гомогенной брони (114 экранировано) и 271 — из цементированной, которая для экранировки была непригодна.
Получается, минус 3 из обезлички, 1 ИТ-28 и 481, как отправная точка
Но если посмотреть у Коломийца на данные о выпуске цементированных корпусов, то видно, что они заместили гомогенные, а если в какой-то период разные корпуса и выпускались параллельно, то могло это быть только в конце 1936 - начале 1937 года. Малая часть корпусов выпуска 1936, бОльшая - 1937 и все в 1938-1940 были из цементированной брони. Таким образом все танки выпуска 1938-1940 и видимо заметная часть выпуска 1937 года имели цементированные корпуса. Возможно некоторые достались и отдельным танкам ранних выпусков в случае полной замены корпуса при ремонте.
В нынешних представлениях о порядке выпуска серий это значит, что все шестизначные серии, вся серия Д и очевидно вся или почти вся серия Е - это танки с цементированной броней. Общее ожидаемое количество машин в этих сериях - 273 - лишь чуть-чуть превышает число выпущенных цементированных корпусов.
Я тут, конечно, дал маху немного. 271 танк с цементированной броней на 1 июня 1941 года - это уже без учета списанных. А если честно сложить цифры производства таких корпусов Ижорским заводом, приведенные у Коломийца, то выйдет 303 корпуса (всего - 543, то есть гомогенную броню имели 240 выпущенных корпусов).
Выходит, что либо 32 танка с цементированной броней успели списать по итогам финской, либо какие-то из этих корпусов использовались для замены корпусов у поврежденных или некондиционных танков. Можно предположить и что какой-то в испытаниях поучаствовал.
В любом случае 303 выпущенных корпуса с запасом перекрывают цифры выпуска танков, начиная с 1937 года, то есть и изрядная часть серии К должна была их получить.
В цифрах из отчетов Ижорского завода говорится о выпуске 88 гомогенных и 11 цементированных корпусов в 1936 году и 8 гомогенных и 44 цементированных корпусов в 1937 году. То есть какие-то танки 1937 года все-таки должны были еще получить гомогенные корпуса (но возможно часть из них были ремонтными с полной заменой корпуса). Если же вычесть весь выпуск танков Т-28 1938-1940 годов (253 машины), то цементированных корпусов на танки 1936-1937 года выпуска остается 50 штук, то есть теоретически они даже перекрывают выпуск 1937 года (46 машин).
Что касается использования новых корпусов при ремонтах, то мне известно про решение на замену корпусов на танках 1562, 1563 и 1568, проходивших ремонт осенью 1936 года - и похоже, это были первые танки, получившие новые корпуса при капремонте. Очевидно еще из гомогенной брони. Тогда ЛКЗ просил АБТУ РККА в дальнейшем сразу закладывать замену корпуса в смету капремонта танков 1933 года выпуска. Коломиец упоминает и танки 1560-Н, 1561-Н, которые, судя по литере "Н" в номере, получили новые корпуса при ремонте, но когда он проходил, неясно. А вот танк 1580-Н из ВАММ был отремонтирован в 1939 году и определенно должен был получить корпус из цементированной брони.
Исходя из разницы между количеством выпущенных корпусов и танков, таких обновленных машин могло быть до 40. Это действительно охватывает почти весь выпуск 1933 года. И большая часть из этих случаев, учитывая введение такой практики в конце 1936 года, должна была прийтись на замену старого корпуса на цементированный.
Андрей ко писал(а):
Приказ по заводу 22 июня экранировку т-28 продолжать..
На конец августа на заводе 34 машины
Андрей, спасибо за все цифры!
Я правильно понимаю, что в процитированном фрагменте обе даты относятся к 1940 году?